Замешательство по поводу возвращения выпускного сочинения понятно. Десять лет не писали — теперь пишите. Что? Неизвестно, но не то, что раньше. Когда решат? Неизвестно, но ждите. Нам пришло письмо:
«Уважаемая редакция, вам, конечно, известно, что было поручение президента о возвращении сочинения в аттестацию, и значит, обязательное сочинение на следующий год будет. Каким? Не пора ли пошевелиться? Для начала опубликовать образцовые сочинения на „5“, „4“, „3“, „2“ (или на 100, 80 и так далее баллов). Мы готовы взять под козырек — но где поставленная задача? Боюсь, что наверху начали разбираться всерьез, а это пустая трата времени. Все и так ясно. Нужно высказывание взвешенных мыслей на серьезную тему? Так это проблема для выпускников (не учитываю уровень славных школ, отбирающих одаренных). Никто не держит структуру высказывания на 2–3 листа. Что ж тут такого, если система развития речи в курсе русского страшно устарела, да и та не применяется — письменные работы заменяют зубрежкой орфограмм. Литературу тоже ведут по минимуму, тесты по русскому важнее. Откуда же у ребенка мысли? Какие? Они в 11 классе пишут: „У каждого свое представление о жизни“ — считают, очень умно. Для этой когорты уже не надо ничего ворошить — дайте надежные образцы, и, как говорится, бу сделано».
во-первыхbr>, заинтересованных лиц крайне мало,Что есть на сегодня? Понимание того, что если в уже отработанную систему аттестации вводится еще один элемент, это меняет систему. Сочинение в выпускном классе делает разумным перевод ЕГЭ по русскому в 9 класс с правом сдачи в последующие два года. Отсюда неизбежны изменения в части «С» по русскому, давно назревшие. Литература возвращает себе задачи формирования личности — в том числе посредством связной развернутой письменной речи. Школе
Причем не факт, что эти здравые идеи рабочей группы восторжествуют — много противников, все неясно. На этом фоне практический вопрос учителя «к чему готовить?» кажется наивным и даже дерзким.
Ольга Фролова