Я продолжаю работать сразу над несколькими книгами: "Соло на клавиатуре", "КомпьютЕрики шутят", "Соло на компьютере", "Учимся говорить публично", "Я+Я".
На первом месте книга "КомпьютЕрики шутят". Но сначала нужно выпустить программу "Соло на клавиатуре".
В книгах "Соло на клавиатуре" и "Соло на компьютере", конечно же, должен пойти разговор и об электронной почте. На днях в газете "Известия" прочел интересную статью "Мыльная опера". Мне показался материал любопытным.
Читал и улыбался. Вспоминал, как сам прослыл спамщиком (замечу, вполне обоснованно), вспоминал, как радовался каждому полученному письму, как умилялся, когда узнавал, что мое письмо доходило до США за одну минуту, а через три минуты я получал ответ.
Мне думается, что эта статья может быть интересна и другим, поэтому мы и поставили ее сегодня в выпуске.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
Мыльная опера
Всего один день отсутствия в офисе - и что же вы видите, придя на работу на следующее утро? 457 сообщений электронной почты! А ведь в этой куче мусора зарыт важный ответ от состоятельного клиента. Но как добраться до него через груду рекламного мусора, шуток сослуживцев и сообщении из новостных групп ? Не тратьте время на перебор всех этих писем. Лучше попробуйте один раз (и навсегда) разобраться в них и привести свой почтовый ящик в порядок. А заодно научиться и другим полезным приемам: как бороться с почтовым мусором, уберечься от вирусов и быстрее получить полезную информацию. И лучше сделать это уже сегодня, потому что жизнь и работа с каждым днем все больше зависят от нормальной работы e-mail, или, по созвучию с близким на слух русским словом, "мыла". Впрочем, этот стремительно вошедший в обиход русский жаргонизм эпохи Интернета уже вынесен в заголовок статьи.
Пользователь-новичок рад любому из немногочисленных писем, "падающих" в его почтовый ящик. И непрошеные рекламные сообщения на первых порах даже скорее развлекают его, чем вызывают раздражение. Но со временем, когда объем личной и деловой переписки начинает лавинообразно расти, а вместе с ней стремительными темпами нарастает количество разнообразного рекламного мусора, последний начинает доставлять серьезные неприятности. Недаром борьба с явлением, получившим название "спам", стала делом не только большой армии программистов, создающих инструменты защиты от непрошеной почты, но и законодателей.
Что такое СПАМ
Термин "спам" ведет свое происхождение от старого скетча знаменитой американской комик-группы Monty Python Flying Circus, в котором посетители ресторана, пытающиеся сделать заказ, вынуждены слушать надоедливый хор викингов, воспевающий мясные консервы под названием SPAM. Кстати, SPAM - реально существующая торговая марка, и эти дешевые консервы, появившиеся еще в 30-х годах, действительно довольно популярны в США.
Применительно к навязчивой сетевой рекламе термин "спам" стал употребляться несколько лет назад, когда рекламные компании начали публиковать в новостных конференциях Usenet свои рекламные объявления. На счастье подписчиков групп новостей продолжалось это недолго, так как технология Usenet предусматривает много возможностей по фильтрации сообщений, и администраторы конференций просто удаляли спам ранее, чем он достигал большого числа людей. Потерпев здесь неудачу, спамеры переключились на рассылку рекламы по группам адресатов.
Спам в современном Интернете является предосудительным занятием, и в законодательстве ряда стран предусмотрены те или иные виды ответственности за подобного рода деятельность. Например, в США один из крупнейших провайдеров Интернета America Online (AOL) каждый месяц выдвигает по нескольку судебных исков к спамерам, которые занимаются систематической рассылкой рекламы в адреса ее клиентов.
Чем же так плох спам? Зачастую пользователи просто не обращают внимания на сетевую рекламу, удаляя такие сообщения из своих почтовых ящиков. На самом деле пагубность таких рассылок заключается в том, что спамеру это практически ничего не стоит, зато дорого обходится всем остальным - как получателю спама, так и его провайдеру. Большое количество рекламной корреспонденции может привести к излишней нагрузке на каналы и почтовые серверы провайдера, из-за чего обычная почта, которую, возможно, очень ждут получатели, будет проходить значительно медленнее. Спамер практически ничего не платит за то, что передает почту. За все расплачивается получатель спама, оплачивающий своему провайдеру время в Сети, затрачиваемое на получение незапрошенной корреспонденции с почтового сервера.
Как стать легкой добычей
У спамера есть очень много методов узнать ваш адрес электронной почты, чтобы потом производить по нему рассылки. Есть масса программ, которые собирают адреса людей, пишущих письма в телеконференции и группы новостей. Такая программа способна собрать за час тысячи адресов и создать из них базу данных для дальнейшей рассылки по таким адресам спама. Некоторые из спамеров в своих рассылках предлагают приобрести за несколько долларов компакт-диск с такой информацией. Кстати, такие предложения в последнее время стали все чаще приходить на русском языке - и предлагают они базы данных по российским адресам e-mail. Еще один метод состоит в том, что спамеры просматривают различные периодические издания, откуда извлекают адреса электронной почты фирм, подавших объявление.
Если вы получили письмо с коммерческой рекламой, которой вы не запрашивали, отправьте его вместе с полными заголовками на адрес abuse@domain, где domain - домен вашего провайдера. При необходимости проконсультируйтесь со службой технической поддержки своего провайдера, как получить полный служебный заголовок письма. Он постарается установить отправителя рекламы и отправить его провайдеру жалобу. К сожалению, никто не может гарантировать, что более вы никогда не будете получать таких писем, так как спамеры становятся все изобретательнее и стараются избежать ответственности за свои рассылки любыми путями. Сюда входят и фальсификация адресов, с которых отправляется спам, и рассылка спама через почтовые серверы третьих лиц, и многие другие способы.
Если жалобы провайдеру спамера не дадут желаемого результата и он будет продолжать свою деятельность, обычно провайдеры готовы пойти даже на полный запрет приема почты с почтового сервера провайдера, поощряющего действия своих нерадивых пользователей.
Профилактика и лечение
Постарайтесь не оставлять своего адреса электронной почты на различного рода серверах сомнительного содержания. Или в крайнем случае, замаскируйте свой адрес. Спамеры рассылают агентов - специальные программы, которые прочесывают электронные доски объявлений и телеконференции в поисках достоверных e-mail адресов. Помещая сообщения в подобные места, прячьте их от таких агентов. Для этого замаскируйте свой адрес, включив в него текст, который сделает адрес бесполезным для агента, тогда как человек его легко обнаружит. Например, адрес pochta@pochta.ru вы можете написать как pochta co6aкa pochta.ru - автоматический сборщик адресов пройдет мимо, но при этом собеседник, решивший отправить вам письмо, всегда поймет, какой адрес имелся в виду.
Никогда не отвечайте на письма спамеров - тем самым вы даете им знать, что ваш адрес реально существует и поступающая туда почта читается владельцем. Если в их письме сказано,
что Вы можете исключить себя из листа, послав по определенному адресу команду "remove", - в большинстве случаев это ложь. Последовав такому совету. Вы только подтвердите возможность использования Вашего адреса для дальнейших рассылок.
Не стоит посылать в адрес спамера кучи мусора. Возможно, Вы неверно определили, откуда в действительности пришел спам, и пострадают люди, не имеющие к спамеру никакого отношения.
Заведите себе запасной почтовый ящик на одном из многочисленных бесплатных почтовых серверов, таких, как hotmail.com или mail.ru. Если он будет для вас ящиком "на всякий случай", можете смело оставлять его адрес где только потребуется. Но есть и одна причина, заставляющая многих подумать об использовании такого почтового адреса в качестве основного - дело в том, что западные бесплатные службы веб-почты в последнее время вооружаются весьма мощными и эффективными механизмами защиты от непрошеных рассылок. Так что если вас особенно сильно допекает англоязычный спам, рассмотрите и этот вариант.
Наконец, если Вы твердо уверены, что спам был отправлен конкретным пользователем того или иного провайдера, наиболее практично будет переслать копию спама с заголовком в адрес технической службы этого провайдера. Например, если Вы получили спам с адреса user@aol.com, отправьте жалобу на адрес abuse@aol.com. Адрес ABUSE среди провайдеров сейчас de facto является стандартным адресом для приема жалоб и претензий и имеется практически у всех крупных фирм, занимающихся предоставлением доступа в сеть Интернет, в том числе и российских.
Ольга ВЛАДИМИРОВА
Известия, 2 дек. 1999