Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Дар предчувствия отрабатывался годами»

«Школа современной пьесы» покажет спектакль «Медведь» по пьесе Дмитрия Быкова

Дмитрий Быков рассказал «Парку культуры» о премьере спектакля «Медведь» по его пьесе, о театре в своей жизни и о политической иронии на сцене.

14 октября в театре «Школа современной пьесы» состоится премьера спектакля «Медведь» по одноименной пьесе Дмитрия Быкова. В постановке руководителя театра Иосифа Райхельгауза среди прочих заняты Ирина Алферова, Елена Санаева, Владимир Шульга. Жанр пьесы режиссер описывает как политический памфлет. Автор Дмитрий Быков рассказал «Парку культуры» о том, как следует воспринимать его пьесу.

— У вас в последнее время наметился поворот в сторону театра и перформанса — успешный проект «Гражданин поэт», теперь полноценная и громкая постановка с известными артистами. Почему вдруг именно такая форма выражения стала для вас актуальной?

Читать полностью: http://www.gazeta.ru/culture/2011/10/13/a_3799918.shtml

В мире животных

«Медведь» — шестая пьеса Быкова, но при этом первая поставленная в театре. Интересно, что автор написал ее по заказу театра «Ленком», однако там пьеса не была принята к постановке.

По сюжету...

— Да нет, это не у меня, а у театра наметился такой поворот: артистам и даже режиссерам стали вдруг интересны современные темы, и лучше бы в ироническом освещении и в какой-то новой эстетике, хоть отчасти отличающейся от новой драмы или «Театра.Doc». Мне сейчас стали предлагать переделки классики, появились заказы на собственные пьесы. «Гражданина поэта» зовут в разные города, где мы выступаем, как правило, именно в театрах. Но это ведь не одного меня коснулось, у Шендеровича тоже поставили пьесу в Театре сатиры, многие мои друзья заняты новыми проектами, о которых пока рано рассказывать, и это далеко не полный список. Когда о современности нельзя говорить в газете или парламенте, она бежит в культуру — это обычное дело. Не всегда, как я понимаю, благотворное для них обеих, но тут уж что поделаешь.

— Пьеса была закончена больше года назад, а материал при этом остроактуальный. В пьесе ничего не устарело, не изменилось с тех пор?

— Пьеса закончена не один, а два года назад. В прошлом году она уже напечатана в одноименном сборнике, куда вошли еще пять пьес разных лет. С ними вообще выходило отлично: пьеса заказана, оплачена и не поставлена, то есть. деньги есть, хоть и скромные, а позора нет. «Медведь», по-моему, не устарел, а стал, напротив, как-то злее, больше, бурее за это время. Пишешь ведь, как правило, о предчувствиях, а предчувствовать я умею — этот навык у нас отрабатывался годами. Под «нами» имею в виду не только вечно трепещущую интеллигенцию, но и все население в целом. Особенно ту его часть, которая знает историю.

— Рифма между заглавным животным и партийной символикой «ЕдРа» кажется очевидной — вы настаиваете на том, что ничего не имели в виду?

— Когда предполагалась пьеса, то есть когда мы еще с Марком Захаровым ее обсуждали, он обратил мое внимание на пьесу Славомира Мрожека «Мученичество Питера Охея» — раннюю, малоизвестную. Там у простого обывателя в ванне вдруг заводился тигр. Я подумал, что в ванне у российского обывателя может завестись только медведь. Ну а дальше сюжет стал развиваться совершенно по-своему, без каких-либо рифм к Мрожеку. Справедливости ради заметим, что и он использовал фабульную рамку «Носорога» Ионеско.

— Но почему все-таки «Ленком» сначала заказал пьесу, а затем отказался от нее?

— Марку Захарову, которому я от души благодарен за идею сочинить современную комедию, хотелось, чтобы это была вещь более фантастичная, гротескная, праздничная, в духе Григория Горина. Я так не умею, хотя Горина очень люблю, и вносить в сюжет те изменения, которые предложил Захаров, мне показалось опасным — получилась бы слишком сложная и ветвистая конструкция. Никаких политических разногласий тут не было — чистая эстетика. Но я не исключаю, что мне когда-нибудь приснится сюжет в захаровском духе, с безумными путешествиями, карнавалами, абсурдом, музыкой и фейерверком. Я ведь очень люблю «Ленком».

— Какое впечатление у вас оставили оформление и режиссерское решение спектакля? Вы говорили, что пьеса слишком запутана и сложна для театра — не могли бы объяснить?

— Да нет, она сложна для театра не тем, что запутана, а тем, что в ней есть длинные монологи, разговоров больше, чем действия, отсутствует любовь, присутствует много чисто словесных трюков, которые жаль потерять, — обычные вещи для недраматурга, пишущего для театра. Но Райхельгауз придумал несколько аттракционов, которые оживляют все это, смягчают некоторый минимализм, который изначально заложен в действие (все происходит в одной квартире, в одном интерьере, в одном времени). Мне показалось, что оформление спектакля «Школы» даже слишком сложно и богато — там есть эксцентрические решения, очень трудные для реализации. Но все придуманное находится вполне в русле моих представлений, так что я нигде не морщился. Особенно вот эта история с распуханием во втором акте, с буквальной реализацией «жирных годов»... но это я рассказывать не могу, получится спойлер, смотреть будет неинтересно.

— Какое ощущение у вас было, когда вы увидели свой текст на прогоне? Драматурги иногда говорят, что видят на прогонах много нового для себя. А вы увидели что-то в своих персонажах, чего не видели «на бумаге»?

— Да нет, я именно таких персонажей и имел в виду. Особенно полное совпадение — это, конечно, Филозов, один из моих любимых актеров. Ну и Алферова, Санаева — высший класс.

— Выпуск «Гражданина поэта» на телеканале «Дождь», посвященный Путину и Медведеву, вызвал в свое время скандал, после которого проекту пришлось сменить место жительства. Как вы думаете, не произойдет ли чего-то подобного со «Школой»?

— Я не отслеживал, к сожалению, события на «Дожде», но в «Медведе» ведь нет никакой особенной фронды. Это скорей притча, довольно такая, я бы сказал, патриотическая. Где-то даже почвенническая такая.

— Как вам кажется, возможен ли вообще в России политический театр, а если нет, то что должно произойти для того, чтобы он появился?

— Политический в самом широком, брехтовском, таганском смысле — обязательно, почему же нет? Это отдельная эстетика, площадная, балаганная, плакатная. Театр обязан все-таки отзываться на современность, и не только в формате неодрамы, где пятеро бомжей сначала трахают, а потом едят шестого. Иное дело, что это должно быть именно эстетикой, а не читаемыми по ролям фельетонами. Театр Стуруа в Тбилиси был вполне себе политическим, что и доказано последними событиями вокруг него. Москва ничем, кроме климата, не хуже Тбилиси.

www.gazeta.ru

802


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95