Я по два раза не повторяю, не повторяю...
Думаю, каждой маме знакомо это надоевшее «состояние попугая», когда приходится изо дня в день повторять одно и то же:
- положи книжки в шкаф
- убери портфель из коридора
- не забудь убрать лего на место
- наведи порядок на столе
Поддержание даже элементарного порядка дается титаническими усилиями. Мама ходит за детьми и монотонно (а иногда и с повышением голоса на две октавы) повторяет одно и то же. Одно и то же...
И от этой стратегии даже есть результаты!
- огрызающийся или игнорирующий ребенок
- напряженная атмосфера в доме
- замученная раздраженная уставшая мама
- присоединившийся к маминым требованиям сердитый папа
- и, конечно, он — ПОРЯДОК.
Только не велика ли цена такого порядка? Стоят ли наши доверительные, безопасные, любящие отношения с детьми даже самой идеальной чистоты в квартире? И можно ли как-то «приучать детей к порядку» по-другому: мирно, конструктивно, с юмором?
Стратегии-помогаторы
1. Своим примером
Эта стратегия работает с самого маленького возраста. Ощущение порядка очень важно даже маленькому грудничку: расПОРЯДОК дня, привычный ритм дня — это важнейшие опоры для его спокойного и радостного развития, для укрепления базового чувства доверия к миру.
Малыш начинает ползать, ходить — и здесь родители сталкиваются с первыми нарушениями границ в доме. Только что в комнате было чисто — и уже через 2 минуты шкафы открыты, ящики опрокинуты, игрушки на ковре. Что делать родителям в такой ситуации?
Опираемся на стратегию системы Монтессори: сами берем разбросанные вещи, относим их на полочки и при этом рассказываем малышу:
Смотри, я беру эту книжку и отношу ее на место. Смотри, я беру мячик и отношу его на место. Теперь у нас порядок. Давай вместе отнесем кубики на место.
Помогаем малышу, вместе с ним относим кубики на место.
Дети хотят быть похожими на своих родителей, поэтому лучший пример для них — это мы сами.
2. Говорящие игрушки
Малыш становится старше — ему уже 2 года. Как помочь ему навести порядок в игрушках перед сном?
У ребенка еще не развиты лобные доли мозга, которые отвечают за осознанное усилие во имя результата. Поэтому наша задача — помогать ему, превращая уборку игрушек в интересный игровой процесс.
Оживляем предметы! Например, куколка говорит ребенку
Степа, я так устала, положи меня в мою кроватку, накрой одеялком, я очень хочу спать.
Танечка, я твой мячик, и я потерял свой домик. По всей квартире катаюсь, а найти не могу. Помоги найти мой домик.
Такая стратегия действует вплоть до школьного возраста.
3. Правила нашего дома
Важный аргумент для ребенка старше 3 лет при наведении порядка в доме:
Это правило нашего дома. У нас дома так принято.
Через такие правила, традиции мы прививаем детям те ценности, которые дороги нам. И если важнейшей ценностью для Вас является порядок, чистота, красота «своей маленькой планеты» — расскажите ребенку об этой ценности.
Почему это важно? Как вы сами пришли к важности именно этой ценности? Как конкретно звучит правило вашего дома и как посильно может поучаствовать ребенок?
Традиционная генеральная уборка по субботам или каждодневная вечерняя быстрая уборка... Помыть за собой тарелку сразу после еды или положить в раковину, чтобы вечером загрузить в посудомойку... В каждой семье свои правила, традиции. Семья — это одно целое, а значит, мы вместе, командой, следим за соблюдением правил и традиций!
4. Сам себе хозяин
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дошкольного возраста в доме было пространство (пусть это будет даже самая маленькая зона типа тумбочки или кровати), где он — единоличный хозяин. И в этой зоне ребенок устанавливает собственные правила и свой порядок:
как он решит, так и будет.
С одной стороны, он учится действовать по правилам дома, в котором живет. С другой стороны — имеет личное пространство, где есть право выбора и родитель не вмешивается, не навязывает свои правила и нормы. Такой баланс помогает ребенку чувствовать себя уверенно и спокойно: его мнение тоже важно, тоже учитывается и имеет место для реализации.
5. Визуальные подсказки
Приучаем дошкольников к самостоятельности через визуальные подсказки для выполнения ежедневных ритуальных действий, в том числе уборки. Чтобы не повторять по десять раз одно и то же — нарисуйте на бумаге последовательность нужных действий с помощью символических рисунков.
Таким образом ребенок, сверяясь с подсказками, двигаясь от стрелочки к стрелочке, следуя алгоритму, начинает самостоятельно выполнять то, что раньше делали вместе с мамой! Одеться или раздеться, убрать игрушки или разложить вещи в шкафу, выполнить нужные действия при возвращении с прогулки, при укладывании или просыпании...
Возле шкафа — одна подсказка, возле письменного стола — другая... И вот уже не приходится следить за ребенком, подсказывать ему - он справляется сам!
Такие визуальные помощники актуальны даже в начальной школе. Со временем они трансформируются в чек-листы, списки, трекеры для подростков.
6. Душевная записка
Этот способ шикарно работает с детьми младшего школьного возраста и даже с подростками. Вместо нравоучений «опять ты оставил грязную тарелку на письменном столе, заведутся мухи и бактерии» напишите записку от лица тарелки и положите ее рядом.
Что в записке? Сочиняйте и творите!
Прошу, отнеси меня в раковину, погибаю от засухи! Воды!
Тарелочка
На комод, который постоянно захламляется разными вещами, можно положить такую записку-напоминалку:
Не клади на меня вещи, у меня болит спина, я уже старенький. Премного благодарен!
Твой комод
К зеркалу в ванной, которое постоянно пачкается:
Я ничего не вижу! Кто запачкал мои очки? Срочно протрите!
Зеркало
Такие душевные юморные записки от лица предмета — отличный способ привлечь внимание ребенка, вдохновить его на действие и при этом сохранить с ним хорошие отношения!
7. Вопрос «на подумать»
Ребенок из раза в раз забывает про уборку или свои домашные обязанности? А Вы, как наседка или коршун, следите за ним, каждый раз диктуя следующий шаг? Готовьтесь, что так может продолжаться бесконечно. Пока Вы думаете за ребенка, он ждет от Вас подсказки и не думает самостоятельно. Внимание рассеянно, концентрации нет.
А наша родительская задача — потихоньку выводить ребенка в самостоятельность.
После 6 лет наши хорошие помощники в этом — так называемые коучинговые вопросы.
Вместо «Убрал штаны в шкаф?» спросите:
Какую одежду ты будешь убирать в шкаф? Где она лежит? Что еще нужно убрать?
Вместо «Не забудь тарелку отнести в раковину» спросите:
Как ты думаешь, что еще нужно сделать? Кажется, ты что-то важное забыл сделать?»
Коучинговые вопросы — открытые вопросы с доброжелательной интонацией, которые не содержат в себе прямого ответа. Такие вопросы помогают ребенку думать, размышлять, анализировать.
Сначала вопросы Вы ставите сами. Со временем эти вопросы словно переходят «внутрь», во внутреннюю речь ребенка. И однажды он, выходя из-за стола, без Ваших напоминаний уберет тарелку. Не потому что Вы миллион раз повторили это, а потому что однажды благодаря Вашим наводящим вопросам осознал это сам!
Подводим итоги
Если Вы два раза повторили свою просьбу, а она не выполняется — меняйте стратегию, меняйте способ донесения информации. Повысить голос и испортить отношения с детьми из-за беспорядка мы всегда успеем. А вот поиграть со своей родительской ролью, попробовать разные подходы и стратегии — это то, что сначала кажется сомнительной затеей, но после первого успеха входит в привычку и помогает сделать большой шаг в сторону родительской мудрости, искусства общения и красоты взаимоотношений.
Валентина Казачкова