Психологи не устают напоминать, что всякий ребенок даровит, что нужно помочь раскрыться его способностям. Но способности
по большей части понимаются родителями достаточно узко — только как дар к искусствам и науке. Если у ребенка рано проявились устойчивые склонности, то есть интерес к определенному делу в сочетании с горячим желанием заниматься этим делом, то он сам ищет возможности реализовать свое желание. Родителям остается только поддержать его и порадоваться успехам. Труднее помочь тому, о ком родители говорят в сердцах: «Вообще ничем не интересуется!» Скорее всего такой ребенок уже приобрел неудачный опыт занятий в разных кружках и секциях, нигде не прижился, не увлекся, всё оказывалось «не по нем». А как он попадал в эти секции? Случайно, заодно с приятелем, «методом тыка»?
Чтобы дать продуктивную подсказку ребенку, особенно после ряда неудач, нужно внимательно присмотреться к его эмоциональному миру и определить преобладающую положительную эмоцию. Каждый человек в той или иной мере способен к переживанию всего разнообразия чувств. Но в эмоциональной области есть и большие индивидуальные отличия. Что доставляет ребенку наибольшее удовольствие? Иначе говоря — как выглядит «эмоциональная карта» его личности?
Психологи выделяют десять типов положительных эмоций. Направлять поиск надо в соответствии с тем, какая из них проявляется у ребенка особенно ярко.
1. Альтруистические эмоции возникают из желания помогать, опекать, заботиться, быть защитником, покровителем. Если в эмоциональном мире ребенка преобладает эта эмоция, надо направить его туда, где у него будет возможность «повозиться» с теми, кто в нем нуждается. Это может быть и школа вожатых, где надо будет заботиться о младших ребятах, и клуб юных натуралистов, где придется «опекать» зверей и птиц в «живом уголке» или отвечать за растения на опытном участке. Старшеклассникам можно попробовать себя в волонтерской деятельности.
2. Глорические эмоции (от латинского слова «gloria» — слава) связаны с потребностью в самоутверждении, с желанием завоевать признание. Дети, для которых характерны эти эмоции, наибольшее удовольствие получают тогда, когда становятся предметом всеобщего внимания и действуют самостоятельно. Чтобы эта положительная по сути своей эмоция не превратилась в постоянную озлобленность уязвленного самолюбия, надо предоставить ребенку возможность потрудиться ради признания и успеха. Его эмоциональной потребности соответствуют театральная студия, школа юных журналистов, телевизионщиков, все виды спорта, где участники состязаются один на один.
3. Коммуникативные эмоции возникают на основе желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, постоянно находиться в процессе взаимодействия со сверстниками. Детям с повышенной жаждой общения прямая дорога в творческий коллектив — театральную студию, танцевальный ансамбль, «клуб веселых и находчивых», дискуссионный клуб, клуб знатоков, в командные виды спорта, на брейн-ринг.
4. Праксические эмоции — это радость от дела своих рук, удовлетворение успешно завершенной работой. Ребенку с преобладающими праксическими эмоциями важно видеть результаты своего труда в виде конкретного предмета: «Вот что я сам сделал!» Его эмоциональному складу соответствуют технические и художественные кружки, которые предоставляют такую возможность — конструирования, моделирования, рукоделия, кулинарии, дизайна, различных ремесел и народных промыслов.
5. Эмоции борьбы и риска (в научной литературе они носят название «пугнических») влекут ребенка к опасным приключениям, острым переживаниям. Удовлетворить эти потребности могут занятия туризмом, альпинизмом, силовыми видами спорта, парашютным спортом, верховой ездой, а также работа в школе юных криминалистов. Если не дать ему возможности реализовать жажду острых ощущений в позитивной деятельности, ребенок, а особенно подросток дает выход этим эмоциям в рискованных уличных приключениях.
6. В основе романтических эмоций лежит тяготение ко всему необычайному, удивительному, чувство «чудесности мира», желание оторваться от повседневности. Школьникам, которые тянутся к «чудесам» и тяготятся обыденностью, можно посоветовать астрономический или археологический кружок, краеведческий туризм, историко-реставрационные работы, театральную или цирковую студию, фото- и кинообъединения.
7. Гностические эмоции (от греческого слова «gnosis» — знание) связаны с познавательной деятельностью. Ребенок с преобладающими гностическими эмоциями умеет удивляться и хочет докопаться до сути того, что его удивило. Он сможет найти себя в научно-исследовательских кружках, в клубе юных эрудитов, в группах «мозгового штурма».
8. Эстетические эмоции, которые возникают под влиянием произведений искусства или созерцания природы. Ребенок с сильными эстетическими эмоциями потянется в литературный или искусствоведческий кружок, заинтересуется творческими занятиями, в школе экскурсоводов, с удовольствием поможет организовать вечер поэзии.
9. Гедонистические эмоции основаны на удовлетворении потребности в душевном и физическом комфорте. Если на душевной палитре преобладают эти эмоции, ребенка не увлекут никакие состязательные виды спорта, его не потянет ни к победам, ни к рекордам, а понравятся аэробика, шейпинг, бассейн, танцевальный кружок. Его могут заинтересовать те виды деятельности, которые связаны с модой и эстетикой внешности — дизайн одежды, школа начинающих визажистов или парикмахеров. Близки ему и те занятия, которые посвящены красоте и удобству быта, — домоводство, кулинария, флористика.
10. Приобретательские эмоции (в научной литературе они называются «акизитивными») выражают интерес к накоплению вещей, выходящий за пределы практической необходимости. Если у ребенка наиболее развиты эти эмоции, их нужно направить в русло познавательного коллекционирования — кружки филателистов, филокартистов, библиофилов, нумизматов, минералогов ждут юного «накопителя». Эмоционально близки ребенку также фотографический или кинематографический кружок и музейная работа. Не находя позитивного применения, эти эмоции тоже представляют определенный риск, так как могут сформировать «шопоголика», который требует купить очевидно ненужную ему — двадцатую по счету — модную майку, приобретение которой вызовет лишь минутное удовольствие.
Нередко бывает так, что родители правильно определяют ведущую эмоцию сына или дочери, но... осуждают ее. И пытаются исправить «эмоциональную карту» ребенка, специально записывая его в секции, которые противоположны его внутреннему настрою. Школьника с преобладающими эмоциями борьбы и риска заставляют ходить в школу флористики и дизайна, а юного «гедониста» или «приобретателя» записывают в футбольную команду. Родителей можно понять, но это тупиковый путь.
Сергей Каменский