Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Диктатура благотворительности

Недавно я познакомилась с молодой американкой, которая усыновила... слона из Кении. Ну не то чтобы, конечно, слона, а малыша-слонёнка из специального приюта для детёнышей слонов, оставшихся без родителей.

Звучит, конечно, анекдотично, особенно для нас, россиян, жителей страны, где и человеческих-то детёнышей из бесчисленных детских приютов никто особенно не рвётся усыновлять или удочерять. Однако английское слово «adopted» означает именно то, что означает: Ана Санторина, так зовут молодую леди, взяла на себя (в данном случае уместнее слово «взвалила») ответственность за четвероногое существо, находящееся к тому же за тысячи миль от благотворительницы. Теперь Ана не только регулярно перечисляет определённую сумму на содержание слонёнка, но и получает из приюта отчёты с фотографиями и видеоматериалы, рассказывающие о том, как растёт и развивается приёмыш и насколько хорош у него аппетит.

Конечно же, я сознательно начала статью именно с этой и трогательной, и смешной истории исключительно в американском духе. Все аргументы pro and contra, начиная от сентенций — «вконец уже зажрались» и завершая уверенностью, что «это чистой воды надувательство, что подобных усыновителей у слонёнка — множество, на этом просто делаются деньги, я уже обсудила со своими друзьями, выходцами из России.

Когда заговорила об этом с американцем, сослуживцем мужа, он воскликнул: «Замечательно! Прикольно! Да, мы, американцы, такие!», уклонился от обсуждения криминальных мотивов и поведал свою историю. Его сестра в прошлом году вышла замуж. Так вот, она и её жених решили не устраивать свадебное торжество в ресторане, а вместо этого отдать деньги на благотворительность в местный зоопарк, на пропитание горилле. Так и сделали. В результате на клетке, в которой обитает горилла, появилась табличка с их именами, а сами дарители получили возможность после закрытия зоопарка навещать подопечное животное и, так сказать, общаться с ним.

Сегодня даже самому не испытывающему пиетета в отношении США человеку придётся смириться с фактом, что в «бездуховном» американском обществе даже низовая частная благотворительность имеет просто эпидемический характер. Картина складывается следующая: 80 процентов благотворительного бремени берут на себя частные лица, остальное приходится на долю частных корпораций и организаций. То есть, по данным статистики, на благотворительные цели жертвуют свои кровные деньги девять из десяти взрослых жителей США, 100 миллионов трудоспособных американцев тратят как минимум две недели в год на благотворительный труд, и все дружно считают, что это именно их дело, частное, что государство благотворительностью заниматься не должно — налоги ему не для того отчисляют.

А есть и ещё более конкретные цифры: в 2009 году американские граждане внесли в благотворительные фонды около 304 миллиардов долларов — цифра, сопоставимая с золотовалютными запасами самых развитых стран мира. Но даже в условиях сегодняшнего экономического кризиса такая цифра здесь не считается блестящим показателем.

О пользе благотворительности с американским ребёнком начинают беседовать в детском саду, к фандрайзингу (сбору пожертвований для определённой цели) привлекают в школе. А само участие в благотворительных акциях является хорошей рекомендацией при поступлении в престижный университет или при поиске хорошей работы. В 1921 году страна приняла новое налоговое законодательство, которое предусматривает уменьшение налогооблагаемой базы на суммы, пожертвованные на благотворительные нужды. В дальнейшем статьи занодательства дополнялись и совершенствовались. Словом, благотворительнось в Америке — это тщательно продуманная и десятилетиями наработанная система воспитания и поощрения.

История Соединённых Штатов с того дня, когда в 1776 году 13 английских колоний Нового Света, объединившись, объявили о своей независимости, насчитывает 234 года. История американской частной благотворительности помладше. Но уже в 1830 году известный французский социолог и историк Алексис де Токвиль констатирует, что в Америке действует огромное количество благотворительных организаций. К 1910 году их было 146, в настоящее время — более 50 тысяч. Все они возникли как результат религиозного движения «Великое Пробуждение», проповедующего идею личной ответственности человека за свою бессмертную душу, и того, что помощь нуждающимся богоугодна. Первые американские переселенцы-протестанты, как известно, следовали другому постулату: спасают человека не его дела, как бы хороши они ни были, а именно и только порождающая их вера.

Вообще-то для человека, выросшего в обществе, где благотворительность не культивируется как норма поведения, может показаться назойливым, обременительным и даже досадным постоянное напоминание, что от тебя ждут «доброго поступка», следствием которого будет добровольное расставание с собственными денежками или трата личного времени для помощи каким-то незнакомым людям. В США это всё воспринимается как важная, хотя и где-то уже рутинная часть общественной жизни и культуры.

Должна признаться, что поначалу, захаживая в местный супермаркет и расплачиваясь кредиткой за покупки, я изумлялась вежливо сформулированной, но каждый раз для меня неожиданной и назойливой электронной просьбе сделать пожертвование в тот или иной фонд для той или иной цели — подобные акции проводятся регулярно. Тут же для твоего удобства высвечиваются суммы возможной будущей дотации начиная с одного доллара. Потом я научилась реагировать адекватно, конструктивно и без паники определять, что за фонд такой и хочется ли мне иметь к нему какое-либо отношение. Я заметила, что многие покупатели пожертвования делают охотно, особенно если их деньги предназначаются для борьбы с такими заболеваниями, как рак простаты, рак груди, для помощи пожилым людям, жертвам стихийных бедствий во всём мире или должны послужить решению экологических проблем.

Это и понятно: занятия благотворительностью здесь не просто помощь нищим и убогим, а благородное, общественно полезное дело. Оно подразумевает, что человек ответственен не только за себя и своих близких, но и за всё общество в целом и должен в меру сил его улучшать. Ведь считается, что социально благополучный человек заинтересован в том, чтобы жить в социально благополучном обществе, а потому для него естественно стремление делиться с другими всем хорошим, чего у него в избытке. И речь далеко не всегда идёт о вещах сугубо материальных, потому что помогать материально, признаемся честно, не самый обременительный вид помощи, требующий особых усилий и времени. К тому же здесь каждый житель страны чётко знает: любой его благотворительный вклад (это могут быть деньги, одежда, автомобиль, предметы домашнего обихода, недвижимость и так далее) не только достигнет адресата, но и впоследствии будет списан с налогооблагаемой суммы в конце года при подаче налоговой декларации.

Нужно только на случай выборочной проверки аккуратно собирать и хранить квитанции, подтверждающие факт добровольного пожертвования и его сумму.

У меня и в мыслях нет изобразить этакую радужно-идиллическую пастораль: мол, смотрите, какие американцы белые и пушистые. Страна прошла извилистый путь к современному пониманию слова «благотворительность», прежде чем участие в благотворительной деятельности стало частью культурного стереотипа поведения «настоящего американца». Были и неприятие, и заблуждения, и ошибки. От постановления «Ни одному праздному трутню не следует давать разрешения жить среди нас» до принудительных работ для «бедняков-лентяев» и душещипательных бесед с ними дам-благотворительниц, которые всерьёз полагали, что помогают таким образом беднякам улучшить своё положение.

Было и есть немало желающих с помощью благотворительных пожертвований извлечь пользу лично для себя, отыскав лазейки в Налоговом кодексе. Однако современный федеральный закон США о налогах всячески этому препятствует. Закон ограничивает возможности фондов быть организациями, укрывающими от налогов деньги предпринимателей и корпораций, и требует представить множество доказательств того, что данный фонд действительно является благотворительной организацией и финансирует только благотворительные программы.

Когда в конце XIX века дипломированный юрист Леланд Стэнфорд и торговец скобяными товарами Генри Хантингтон — «пионеры» Западного побережья США — организовали строительство первой трансконтинентальной железной дороги (что, бесспорно, являлось тогда высшим техническим достижением) и в кратчайшие сроки сколотили кругленькие миллиардные состояния, оба они ещё понятия не имели, что в конце концов все их деньги пойдут на благотворительные цели, а их слава благотворителей не даст спокойно почивать на лаврах всем будущим поколениям американских миллионеров и миллиардеров.

Стэнфорд основал в честь горячо любимого, талантливого, но безвременно умершего сына знаменитый ныне во всём мире университет, где согласно его, Леланда Стэнфорда-старшего концепции, университетская наука должна была в большой мере иметь дело с практической жизнью, с бизнесом. А ещё он заявил, что хочет, чтобы его детище «выпускало из своих стен влиятельных людей, способных поднимать массы на великие свершения». Сегодня легко можно составить список таких выпускников, начав его с 31-го президента США Герберта Кларка Гувера.

За Коллиса Хантингтона его состоянием в благотворительных целях распорядился племянник Генри, унаследовавший не только всё имущество дяди, но и дядину жену Арабеллу. Вместе с Арабеллой Генри Хантингтон собрал одну из лучших мировых коллекций редких книг и живописи и преподнёс в дар американскому народу. Теперь поместье The Huntington — мировой культурный, исследовательский и образовательный центр, включающий в себя картинные галереи, библиотеки, сады...

Сегодняшняя американская частная благотворительность гордо именуется «большой», или «системной», обладает развитой теоретической базой, огромными денежными фондами, высокопрофессиональными управленцами, чёткой структурой и финансовой прозрачностью, позволяющей обществу контролировать эти организации.

Как правило, фонды устроены более или менее одинаково. В каждом есть совет директоров, или совет попечителей, который принимает решение, на какие цели и в каком количестве будут распределяться деньги и штатные сотрудники, которые работают по определённым направлениям. Члены совета директоров — профессионалы: бизнесмены, служащие других фондов, юристы, менеджеры... И для всех для них здесь правило одно: работа бесплатная, ибо они — добровольцы. Скажем, хорошо оплачиваемый вице-президент одного фонда может заседать в совете директоров другого только в качестве волонтёра. Штатный сотрудник фонда получает зарплату.

Всем и каждому в мире известно: США создавались, базировались и строились на основе рыночных отношений и крутой конкуренции. Системная благотворительность не оказалась исключением. Здесь тоже царит дух предпринимательства и конкуренции, дух соревнования за успех (особенно в пространстве предпринимательского престижа), а профессиональность менеджеров и экспертов играет такую же решающую роль, что и в других формах бизнеса.

Действительно, кто сегодня может с лёгкостью определить, чей фонд круче: Билла Гейтса или Джорджа Сороса, Гуггенхайма или супругов Макартуров, Карнеги, Рокфеллера, Форда?.. В список, состоящий только из первой сотни таких организаций, не вошла ни одна, чьи активы были бы меньше полумиллиарда долларов, а ежегодно выделяемые на различные программы суммы имели меньше семи нулей.

Ирина ТОСУНЯН, соб. корр. «ЛГ» в США

656


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95