Организм внутренне переживает все, что мы тщательно скрываем даже от самих себя. Рано или поздно накопившиеся проблемы дают о себе знать, проявляясь психосоматическими заболеваниями. «Плачет мозг, а слезы — в сердце, печень, желудок…» — писал известный отечественный ученый, врач и психолог Александр Лурия. Термин «психосоматика» ввел в научный обиход немецкий врач Хейнрот 180 лет назад. Болезненные явления называют психосоматическими лишь в том случае, если установлена прямая зависимость между их возникновением и соответствующими психоэмоциональными факторами и психотравмирующими событиями.
В наши дни психосоматические расстройства (ПСР) все чаще встречаются в детском возрасте. К сожалению, педиатры мало знают о них, а потому эти заболевания остаются нераспознанными.
Болезненный рейтинг
О тесной связи пищеварительных расстройств с нервно-психической сферой известно давно. Недаром же психологи образно называют желудочно-кишечный тракт «звучащим органом эмоций». У неуравновешенных детей при малейшем волнении, гневе, боли, страхе и тревоге возникают тошнота и рвота, а спокойные малыши ничего подобного не испытывают.
У некоторых школьников утренняя тошнота (реже — изжога) и даже рвота появляются перед ответственным экзаменом или контрольной работой. У таких детей часто встречается мигрирующая боль в животе. Не слишком сильная, она возрастает при волнении и нервном напряжении, не связана с приемом пищи и ее особенностями. При обследовании этих пациентов никакой патологии не обнаруживается.
Откуда что берется
Чтобы возникло психосоматическое заболевание, должны совпасть сразу несколько факторов: наследственная предрасположенность (по принципу «где тонко, там и рвется»), особенности личности и темперамента ребенка, социальные предпосылки и психотравмирующие события, накладывающиеся на этот неблагоприятный фон и заставляющие детонировать внутреннюю мину замедленного действия.
Факторы личного риска ПСР
Темперамент
* низкий порог чувствительности к раздражителям («нервный ребенок»)
* интенсивная реакция на внешние стимулы («раздражительный ребенок»)
*затрудненная адаптация к новым впечатлениям с преобладанием отрицательных эмоций («капризный ребенок»)
Личность — замкнутый, сдержанный, недоверчивый, тревожный, чувствительный, неуверенный в себе малыш, у которого отрицательные эмоции преобладают над положительными.
Психосоциальные факторы
* неправильное воспитание — отсутствие или неадекватность родительской заботы, чрезмерное давление родителей, вражда между членами семьи
* стресс в дошкольном учреждении — длительное круглосуточное пребывание в яслях, саду, санатории
* стресс в школе — ее смена, прессинг со стороны учителей, атмосфера отторжения или враждебности, конфликтная обстановка в классе
* психотравмирующая внесемейная ситуация — оторванность семьи от родственников, угроза войны, террористического акта, криминального преследования, потери работы или квартиры
Не закрывайте глаза на проблему
Зигмунд Фрейд писал: «Если мы гоним проблему в дверь, она лезет в окно в виде симптома». В основе ПСР лежит механизм психологической защиты, который называется вытеснением. Мы стараемся не думать о неприятностях, отметать от себя проблемы, не анализировать их, не встречаться с ними лицом к лицу. Вытесненные таким образом, они «проваливаются» с социального или психологического уровня на телесный. ПСР у ребенка — следствие хронических отрицательных эмоций, не нашедших правильного и своевременного выхода, то есть, как говорят психологи, «неотреагированных».
У малышей до
Депрессивный синдром
Подростки с ПСР часто страдают депрессивными состояниями, особенно так называемой субдепрессией и скрытой депрессией. Дети жалуются на настроение (плохое или «никакое»), скуку (чаще к вечеру, иногда на протяжении дня, реже по утрам), нежелание что-либо делать, безразличие или раздражение по отношению к окружающим.
Такому тинейджеру необходимо медикаментозное лечение и психотерапия, особенно семейная. Ее цель — изменение сложившихся дома стереотипов поведения и восприятия ребенка. Родители должны создать благоприятный психологический климат, правильно обращаться со своим отпрыском, научиться доверительным, ободряющим, теплым отношениям с детьми, столь необходимым для предупреждения ПСР.
Важно не допустить формирования у ребенка завышенных притязаний к себе — это способствует невротизации и повышает вероятность ПСР.
Агрессивные реакции
Главное, что вы должны понять: малыш имеет такое же право на агрессивные чувства, как и вы сами. Вы должны принимать его и таким тоже. Спокойно относитесь к тому, что ваше дитя способно не только любить и радоваться, но и злиться, ненавидеть, раздражаться, обижаться, в том числе и на вас.
Многие мамы и папы отказывают малышу в праве на выражение агрессии, оставляя его за собой. «Нельзя драться!» — говорит папа и шлепает ребенка. «Не кричи!» — кричит малышу мама. И тогда в голове у крохи поселяется идея, что именно ему ощущать и выражать негативные чувства
Их возникновение у малыша — следствие психического напряжения (не смог собрать пирамидку, застегнуть пуговицу, надеть перчатку): помогите ребенку снять его. Дети еще не умеют избавляться от такого напряжения. Они кричат, топают ногами, машут руками, давая выход моторному проявлению негативных чувств. Кстати, это — наиболее здоровый способ. Иначе в лучшем случае формируются телесные зажимы, а в худшем накапливается агрессия. Постоянно подавляемая, она провоцирует возникновение ПСР.
Позволяя ребенку дать выход чувствам, вы учите его делать это безопасно для себя и других. Вместо того, чтобы беситься и биться головой о стену или пол, предложите малышу побоксировать диванную подушку, выпустив пар.
Для профилактики ПСР важно заставить ребенка говорить на языке своих чувств, постоянно расширяя его словарь, ведь назвать — значит понять. Объясняйте крохе, какое чувство он испытывает. Что это — злость, обида, раздражение? Скажите: «Ты обиделся! Я тебя понимаю. Давай покричим вместе, пока твоя обида не пройдет!».
Не оставляйте ребенка один на один с сильными чувствами — ведь он не знает, что с ними делать! Говоря: «Что ты кричишь, я тебя такого любить не буду», — вы даете малышу понять, что когда он злится — он плохой. Но ведь это не так! Помогите чаду повзрослеть и перерасти детские вспышки гнева.
Не смешивайте негативные чувства ребенка с запретами, которые вызвали их. Если вы говорите: «Да, я понимаю тебя, ты разозлился», — это не значит, что вы все же сломаетесь и купите малышу третье мороженое. Скажите твердо и спокойно: «Нет, мой хороший! С мороженым на сегодня покончено», — и будьте готовы иметь дело с ответной реакцией ребенка. Не поддавайтесь на шантаж истерикой: так вы не поможете ему справиться с агрессией, а просто вырастите манипулятора.