Абсолютно сюрреалистическая картина открылась воскресной ночью жителям тихого московского квартала на улице Герасима Курина, расположенного вдоль Белорусского направления железной дороги. Свет прожекторов, мигание сирен, куча народу на насыпи. И — бесформенная груда металлолома в том месте, где встретились два поезда, пассажирский и пригородный. Фильм-катастрофа, по недоразумению и чьему-то недомыслию ставший явью всего в нескольких километрах от Кремля.
Принято считать, что железнодорожный транспорт в России — самый безопасный. Так оно и было до вчерашнего дня: за 2016 год на рельсах не было ни одной аварии с жертвами. Случай между станциями Кунцево и Фили, чудом не ставший трагедией, заставил вновь вспомнить о пресловутом человеческом факторе. Ну и о том, что даже малейшее отступление от инструкций чревато ужасными последствиями.
Первые итоги расследования крушения поездов показали, что:
✔ в электричке не работала рукоятка бдительности машиниста;
✔ машинист и его помощник не прошли инструктаж перед поездкой;
✔ у бригады был шанс избежать столкновения, но им не воспользовались.
«Мы чувствовали себя как на «Титанике»
Итак, в 21.57 электропоезд сообщением Москва—Усово, приписанный к депо «Перерва», отправился от Белорусского вокзала. Управляли поездом машинист Игорь Дюжиков и его помощник. Народу в электричке было мало, около 30 человек (направление на Усово не самое оживленное). В 22.14 состав уже начал въезжать на станцию Кунцево, сворачивая со второго на третий путь в сторону области, чтобы пропустить тот самый скорый поезд Москва—Брест (он следовал за электричкой на некотором отдалении). И вот тут случилось непредвиденное — электричка резко затормозила.
Здесь есть важный технический нюанс: когда поезд проезжает стрелочный перевод, скорость не должна превышать 40 километров в час (в некоторых случаях — 25 километров в час). Это место называется «некодируемый участок». При следовании по такому участку светофор загорается белым светом — и машинист должен нажать специальную рукоятку бдительности и снизить скорость до 40 км/час. Если этого не произойдет, через 6 секунд произойдет автостопное торможение. Про рукоятку бдительности мы еще вспомним, а пока… пока поезд резко встал.
Что произошло дальше? Вероятнее всего, остановка произошла на так называемом воздушном промежутке, где останавливаться нельзя — это чревато повреждением контактных проводов. Дюжиков поступил правильно — опустил токоприемники. Но забыл, что состав нужно закрепить на рельсах, иначе он покатится назад. Например, установить «башмаки».
А как же тормоза? — спросят читатели. Действительно, когда поезд едет, тормозная система электрички регулярно подпитывается от компрессоров и напорной магистрали. И в поездном положении давление составляет не менее 4,6 атмосферы. Во время торможения давление снижается, и тормоза приводятся в действие. Но в этом случае после экстренного торможения весь воздух из системы вышел. И в 22.37 состав начал катиться назад (рельсы здесь идут под небольшим уклоном в сторону Москвы). Сначала медленно, потом все быстрее и быстрее, разогнавшись в итоге до 46 км/час.
Пассажиры были в легком шоке. Те, кто постарше, наверное, вспомнили советский фильм-катастрофу «Поезд вне расписания» с Владимиром Шевельковым и Игорем Шавлаком: там герои тоже оказались заложниками неуправляемого состава. Но одно дело — кино, другое — реальная жизнь.
Рассказывает Ирина, пассажирка электрички:
— Мы не доехали до станции Кунцево, когда электричка остановилась и погас свет. Минут 10–15 мы стояли, потом появился свет, машинисты говорили друг с другом по громкой связи, потом один сказал другому «отпускай тормоза», и мы начали катиться назад. По громкой связи машинист велел другому дернуть стоп-кран, мы его и сами дернули, но это не помогло. Состав начал набирать скорость. Мы были в последнем вагоне, но пошли вперед по составу.
— Что вам говорили машинисты?
— Сказали немедленно сесть и держаться за что-нибудь.
— Где вы были, когда произошло столкновение?
— В пятом с конца вагоне, где-то в районе тамбура. Я упала, ударила руку, ногу и копчик. Ну, мы потом спрыгнули — двери были открыты, дошли до Можайского шоссе и сели в автобус.
Звездой Интернета стала отважная девушка Юлия, которая успела не только спастись во время крушения, но и сделать 7-минутный репортаж из электрички-призрака. «Мы чувствовали себя как на «Титанике», — сказала она, сдерживая то ли смех, то ли слезы.
А в это время ни о чем не подозревавшие пассажиры поезда Москва—Брест готовились ко сну. Состав медленно следовал по перегону Фили—Кунцево. Потом — остановка, как раз на мосту через Минскую улицу. Это загорелся сигнал светофора, свидетельствующий о том, что перегон занят. В 22.40 на полном ходу электричка задом врезалась в локомотив пассажирского поезда.
О том, что произошло дальше, рассказал «МК» один из пострадавших, популярный белорусский певец и композитор 20-летний Роман Волознев: Поп-певец из Белоруссии пострадал при крушении поезда: швырнуло в стену
СПИСОК ПОСТРАДАВШИХ: Илья Т. (16 лет), Виктория С. (16), Татьяна Вайтюль (30, гражданка Белоруссии), Роман Волознев (20, выписан), Влада Селезенева (45, выписана), Наталья Шишикина (61), Диана Паренская (26, выписана), Виктория Никитина (36), Дмитрий Михайлов (39, выписан), Валентина Рыбак (66, выписан), Сергей Зотов (28, машинист скорого поезда, выписан), Елена Юденко (50), Светлана Зырямова (55, выписана), Светлана Подакина (54, гражданка Белоруссии), Анна Р. (16)
Почему растерялись машинисты?
«Ребятки растерялись» — эту фразу нам вчера пришлось неоднократно слышать от коллег поездной бригады электрички. Кстати, к машинисту скорого поезда Сергею Зотову вопросов нет — он и не мог предотвратить катастрофу. Более того, Зотов успел послать своего помощника Сергея Енина поставить «башмаки», чтобы после удара состав не покатился вниз или под откос.
А вот к машинисту электрички вопросов хоть отбавляй.
• Почему не прошли инструктаж? 26-летний Игорь Дюжиков и его помощник в первый раз отправились в совместный рейс. Обязательный в таком случае инструктаж они не прошли, хотя были обязаны. Впрочем, коллеги говорят, что инструктаж важен лишь для новичков. Но Дюжикова тоже нельзя назвать профи: машинистом он стал в июле прошлого года.
• Почему превысили скорость? Самой вероятной причиной срабатывания системы экстренного торможения может быть превышение скорости. Поезд не может проезжать стрелочный перевод на скорости выше 45 километров в час. Иначе случится то, что случилось. А версия насчет перебегавшего пути пассажира оказалась фантазией.
• Почему не сработала рукоятка бдительности (на фото)? Это такая красная штуковина, которую машинист должен нажать при проезде участка со стрелочным переводом. Ответ лежит на поверхности: 6 апреля другой машинист пожаловался на плохое состояние РБ. С другой стороны, в кабине их должно быть аж 4 штуки.
• Почему не попытались остановить электричку? В похожей ситуации в Новосибирске несколько лет назад убежавший состав остановили так называемыми сбрасывающими стрелками — поезд хоть и сходит с рельсов, но ни в кого не врезается. Опять же могли подложить «башмаки»: поезд стоял 23 минуты, прежде чем начать движение.
К сожалению, на все эти вопросы придется отвечать уже в рамках уголовного дела. Его возбудили по ч. 1 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшее причинение крупного ущерба»). Дело на контроле у главы СКР Александра Бастрыкина, который, как известно, шутить не любит.
МИСТИЧЕСКОЕ СОВПАДЕНИЕ
15 июля 2014 года на перегоне «Парк Победы» — «Славянский бульвар» сошел с рельсов и врезался в стену метросостав. Погибли 24 человека, более сотни были ранены. Это место находится практически под тем участком, где в ночь на воскресенье столкнулись поезд и электричка.
ТОРМОЗА УЖЕ ОТКАЗЫВАЛИ
Отказ тормозов у поезда стал в свое время причиной другой крупной аварии с электричкой в Москве. 3 сентября 1999 года на Ярославском вокзале электричка при подъезде к перрону неожиданно набрала скорость и врезалась в отбойник. Пострадали около 50 человек.
Ирина Блинник