Слухи о крахе музыкальной индустрии в первой половине 2020 года сильно преувеличены. Она очень изменилась, и потери, вызванные пандемией коронавируса, были существенными. Но пресловутая индустрия — это все-таки не только живые концерты для зрителей, которых не было в течение четырех месяцев. Хоронить шоу-бизнес рано, считает Борис Барабанов.
Большая часть российских гастролей зарубежных артистов в соответствии с изменившимися планами последних была перенесена на другие сроки в 2020 и 2021 годах, а некоторые, как, например, выступление Ленни Кравица, были отменены вовсе. Эта ситуация была чревата банкротством всех местных гастрольных компаний, так как зрители могли в ситуации неопределенности и потенциального безденежья потребовать возврата денег за билеты. А они уже были потрачены на подготовку шоу-программ.
Однако ведущие российские промоутерские компании и билетные операторы (в обычное время — конкуренты) совместными усилиями пролоббировали принятие правительством постановления о том, что деньги за билеты на перенесенные мероприятия не возвращаются, билеты остаются действительными или обмениваются на ваучеры, которые можно использовать для посещения других мероприятий. Концертная отрасль вздохнула чуть свободнее. Да и до массовой сдачи билетов дело дойти не успело. Меломаны согласились потерпеть, по преимуществу продемонстрировав верность любимым артистам. К слову, так же обстоят дела и на Западе — например, в Великобритании 86% зрителей не стали требовать деньги за уже приобретенные билеты.
Были отменены или перенесены на 2021 год все крупные летние фестивали под открытым небом, рассчитанные на жителей Москвы. В Санкт-Петербурге пока что держится Stereoleto c участием Земфиры (5–6 сентября). Большинство компаний—организаторов фестивалей взяли паузу. Некоторые, как «Нашествие» и «Боль», реализовали онлайн-версии событий. Некоторые осваивают новые бизнесы — так, организаторы «Дикой мяты» создали собственный рекорд-лейбл, а устроители «Усадьбы. Jazz» развивают формат квартирников и творческих встреч с разговорами. В целом же этот сегмент индустрии в 2020 году фактически застыл в ожидании лучших времен.
Зато ожили онлайн-концерты — формат, изобретенный, конечно, отнюдь не в 2020-м, но в карантин укрепивший свои позиции. Концерты «Би-2», Гарика Сукачева, Валерии, Елки, «Арии», Вячеслава Бутусова, Скриптонита, Дельфина, «Секрета» и других прошли на новых и активно развивающихся цифровых платформах «Окко» и «МТС Live», а также на собственных онлайн-каналах артистов. Несколько клубов и продакшен-студий даже перепрофилировались на ходу для подобных трансляций. Одни музыканты, подобно сайд-проекту музыкантов «Би-2» «Куртки Кобейна», выстраивали полноценные декорации и свет, другие, как Леонид Федоров из группы «Аукцыон», преспокойно вещали с собственных кухонь.
Эта форма коммуникации с аудиторией на короткий период стала для исполнителей главной, причем многим удалось не только не дать о себе забыть, но и заработать на подобных выступлениях. Некоторые музыканты и платформы смогли найти для таких проектов спонсоров, другие продавали смарт-билеты и собирали донаты. Появились даже онлайн-заказники, о которых рассказывали корреспонденту “Ъ” такие артисты, как Леонид Агутин, «Сансара» и «Би-2».
Когда карантинные ограничения чуть ослабли, появились концерты для автомобилистов в «Лужниках» и в парке Яхрома. Выступления в формате drive-in, удовлетворявшие требованиям Роспотребнадзора, помогли концертной отрасли выйти из стагнации, но стали аттракционом на одно лето: мало кто из экспертов рынка видит для этой формы большие перспективы. В «Лужниках» выступили Леонид Агутин, Zivert, Баста, «Машина времени» и др. В Яхроме — Гарик Сукачев и Григорий Лепс. Площадки такого рода могут принять до тысячи авто, и покрыть расходы на мероприятия за счет билетного вала было крайне сложно, ведь требовалось с нуля оборудовать территорию, обеспечить безопасность людей и машин и проконтролировать соблюдение санитарного режима. Отчасти помогли спонсоры, но долгоиграющей затея заведомо стать не могла, хотя интерес к концертам как таковым вернула.
Горячие хиты на рынок регулярно поставляла китайская социальная сеть TikTok — она стала самым быстрым и эффективным «лифтом в чарты». Песня, «залетевшая» в раздел «Рекомендации» в оригинальном исполнении или же как саундтрек к челленджу, могла стать хитом федерального масштаба практически мгновенно. Можно с уверенностью говорить о том, что среди поп-хитов первого полугодия нет ни одного, не прошедшего испытания «тиктоком».
Благодаря TikTok и идентифицирующему сервису Shazam на вершину чартов вынесло белорусскую группу Intelligence с хитом «August», а в топ-10 предпочтений у пользователей Shazam оказались еще два русскоязычных произведения — «Луна не знает пути» осетинской певицы Агунды Цириховой и группы «Тайпан» и «Двигаться» казаха Раимбека Бактыгереева (сценическое имя — Raim). Год назад этих артистов никто не знал. Соответственно, чарты Shazam и количество воспроизведений в TikTok (а не какая-нибудь там ротация на радиостанциях) стали главным инструментом измерения популярности песни.
Если концертная работа остановилась, то спрос на музыкальный контент только усилился. TikTok добавил работы композиторам и битмейкерам. Так называемые тиктокерские «дома», где блогеры живут и творят под одной крышей, по закону жанра должны были выдавать по несколько треков в неделю, чтобы удержать интерес аудитории. И эту музыку в промышленных масштабах производили «на удаленке» молодые авторы мелодий и битов.
Бурно развивающиеся цифровые платформы стали производить больше оригинального контента, для которого требовалось много музыки, хотя бюджеты на ее использование сократились. Активно концертировавшие прежде артисты засели по домам и стали смотреть вебинары, узнавать, как еще заработать на контенте, а освоив азы саундтрекового дела, стали предлагать свои творения продюсерам саундтреков. Появилось больше работы для композиторов, а у правообладателей — больше шансов монетизировать свой каталог. На рынке авторской музыки для визуальных медиа даже наблюдался демпинг. А правообладатели стали быстрее отвечать на запросы продюсеров. Сама культура саундтрека переживает второе рождение: пример — звуковая дорожка к сериалу «Чики», ставшая полноценной составляющей его успеха.
14 июля россиянам стала доступна самая крупная платформа музыкального стриминга — Spotify. После нескольких лет подготовки и переносов запуска популярный сервис все же пришел в Россию. Шведская компания дебютировала в наших краях, несмотря на то что здесь уже работают все прочие крупные международные платформы, а также успешно функционируют музыкальные сервисы «Яндекса» и VK. Премиальная (то есть самая простая) подписка на Spotify стоит 169 руб. Учитывая, что Spotify пришел к нам последним из всех цифровых гигантов, без мощного локального союзника его перспективы в наших краях выглядели сомнительными. В качестве возможного союзника эксперты называли МТС, и вот на днях стало известно, что абоненты оператора смогут на протяжении полугода пользоваться Spotify бесплатно. Альянс МТС и Spotify должен стимулировать рост числа бесплатных подписок, они, в свою очередь, дадут Spotify достаточно информации о вкусах россиян, чтобы плей-листы сервиса лучше адаптировались к местному рынку. А это должно привести к увеличению числа платных аккаунтов.
Эффектные заголовки типа «Коронавирус пустил музыкальную индустрию под откос» все еще встречаются в СМИ. Но кризис для этой отрасли скорее норма. Даже на памяти нынешнего поколения были и борьба правообладателей с пиратами, и смерть физических носителей, и рост цен на билеты. Музыка в принципе рискованное дело. А коронавирус — просто еще одно испытание, которое ей предстоит пройти.
Борис Барабанов