Ревущий прямо под окнами транспорт не радует никого из москвичей. Но если те, кого угораздило жить рядом с шоссе, воспринимают шум как неизбежное зло, то жители небольших зеленых кварталов справедливо возмущаются. Однако от рева двигателя мотоцикла или радостных песен магнитолы из машины с открытыми окнами не застрахован никто — хоть на десятом этаже, хоть на первом. «МК» выяснил, можно ли обязать мотоциклистов ездить потише.
«Сейчас 1 час 40 минут ночи, я пишу в это время, потому что сумасшедшие мотоциклисты с диким ревом носятся по Ленинскому проспекту. Обычно это начинается после 23 часов и продолжается вплоть до часу ночи. Как-то ранее я писал по этому поводу в МВД, но получил ничего не говорящую формальную отписку. Это какое-то сумасшествие, которое не дает людям нормально спать», — написал в редакцию «МК» Юрий, живущий на юго-западе столицы.
Как и в случае любых нарушений Правил дорожного движения, меры пресечения должны применяться к каждому нарушителю персонально, а не ко всему Ленинскому проспекту. Данный вопрос регулирует отдельный документ — это Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Пункт 6.5 гласит, что одна из таких неисправностей — это двигатель, при работе которого допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004. Согласно этому документу, норма для легковушек в ночное время — 30 децибел. Штраф за езду с таким дефектом — 500 рублей по Административному кодексу РФ.
Способ вести себя вежливо и соблюдать закон есть: использование глушителя — специальной звукопоглощающей трубы. Однако сами мотоциклисты отмечают: иногда такая «вежливость» может выйти боком.
— Для байкера громкий звук глушителя — это вопрос безопасности, так мы заметнее на дороге, — рассказал «МК» опытный мотоциклист Алексей Акимов. — У американских байкеров есть поговорка «loud pipes save lives», то есть «громкий выхлоп спасает жизнь». Другой вопрос, что по ночам можно и не газовать. Громкий звук выхлопа получается в результате применения так называемых прямоточных глушителей, в которых выхлопные газы не глушатся лабиринтом сот и перегородок, а идут напрямую. Лишь у некоторых мотоциклов — причем довольно дорогих — существуют системы выпуска, включающие «прямоток» лишь на скорости. То есть в городе мотоцикл тихий, а на трассе ревет. Большинство же байкеров устанавливают «прямотоки» несанкционированно. И такое изменение конструкции нелегально как в России, так и в Европе.
Так что выбор незамысловатый: рисковать либо собственной шкурой, либо комфортом окружающих.
— Мотобаты ДПС регулярно останавливают байкеров и штрафуют за «прямоток» и другие изменения конструкции. Лично у меня глушитель штатный, но из-за таких рейдов мне пришлось демонтировать ксеноновую фару, а это тоже вопрос безопасности. В общем, риск поездок значительно повышается. Единственное, что не могу снять с мотоцикла, — это защитные дуги: по техническому регламенту они запрещены, но любое падение без дуг раздробит мне ногу. Поэтому, если что, я скажу гаишникам: давайте снимите их сами, — резюмирует Акимов.
— Есть ГОСТ на громкость выхлопа (около 86 децибел в дневное время). Это стандарт, который нельзя превышать. Причем всем — и тракторам тоже. Если его понизить, то техника работать не сможет. То есть нормальный мотоцикл имеет право жужжать и ничего этим не нарушает, — добавляет мотоледи Анастасия.
Москвичи недовольны не только жужжащими мотоциклами. Прошедшая пару недель назад акция «На работу — на велосипеде!» вызвала волну споров в социальных сетях, большая часть которых — вокруг простого вопроса: где все-таки крутить педали? Согласно Правилам дорожного движения, велосипедист должен двигаться по проезжей части в крайнем правом ряду. На практике же мало кто решается на это: страшно! Значит, остается только ехать по тротуару, вызывая недовольство пешеходов, — тоже не очень приятно, но хотя бы не так опасно.
«Все хорошо — и быстро, и полезно, и весело, и на работе у меня все условия для велолюбителя — стоянка. Вот только страшно по автодорогам гонять. Шоферам плевать, что ты участник движения. Они пока не готовы замечать велосипеды, это факт. Но привыкнут в обозримом будущем. Пока как червяк нырял по подземным переходам и змеюкой огибал пешеходов. Чем, кстати, чрезвычайно их бесил. Так что приношу извинения за неудобства», — поделился своими впечатлениями в социальной сети москвич Иван.
С начала 2018 года в России произошло более 300 аварий с участием велосипедистов, пострадали 286 человек, погибли 20. При этом движение не только велосипедов, но и скутеров, и самокатов, и популярных сейчас моноколес и гироскутеров до сих пор не регулируется отдельным сводом правил.
— Сейчас ДТП с велосипедами и иными транспортными средствами достаточно распространены, при этом сами велосипедисты тоже иногда бывают опасны — например, для пешеходов. Лучше всего повторить европейский опыт: ограничить скорость до 20 км/час и определить специальные выделенные трассы для велосипедистов, чтобы они не сталкивались ни с пешеходами, ни с автомобилистами. Их нельзя приравнивать ни к тем, ни к другим, — объяснил председатель Союза пешеходов Владимир Соколов.
Как отмечают в ГИБДД, сейчас все больше продают велосипедов (а также дают в аренду по системе городского проката), однако не уделяют должного внимания контролю за тем, чтобы велосипедисты знали Правила дорожного движения. Что же касается гироскутеров или моноколес, то их все еще воспринимают как средство развлечения, а не передвижения, и рекомендует ограничить их использование специальными местами — например, парками.
— Наша задача — создать условия для безопасного движения. Сейчас есть проблема с администрированием всех нарушений — ведь велосипедисту проще убежать или уехать. Нужны просветительские уроки в школах. Кроме того, некоторые гироскутеры в силу скоростного режима попадают под понятие «мопед», а это значит, что управлять ими должны люди, знакомые с Правилами дорожного движения. Несовершеннолетние не могут так ездить, это опасно, — объясняет Владимир Афонский, член Комитета по транспорту и строительству Госдумы.
При этом специалисты признают: Москву до сих пор нельзя назвать полноценным велосипедным городом. Влияют на это как климат — комфортно передвигаться по столице на велосипеде можно примерно с апреля по октябрь, — так и привычки горожан. Передвижение на велосипеде в центре города привлекает скорее туристов, желающих быстро, по-европейски, осмотреть основные достопримечательности и прокатиться с ветерком, например, по Бульварному кольцу. Сами же москвичи предпочли бы велосипедные дорожки не в пределах Садового кольца, а в спальных районах — чтобы получить возможность быстро доехать, например, от метро «Алтуфьево» до «Медведково».
Автор: Дарья Тюкова