В мае россияне столкнутся с новой волной подорожания продуктов. К уже традиционным проблемам последних месяцев, вызванных падением рубля и удорожанием продовольственного импорта, добавилась новая беда. По словам участников рынка, рекомендация Роспотребнадзора о введении запрета на взвешивание овощей и фруктов самими покупателями приведет к дополнительным издержкам производителей и ретейлеров. Компенсировать затраты, разумеется, будут за счет россиян. Цена каждого килограмма продукции для покупателя может вырасти на 20 рублей. Сдержать подорожание социально значимых продуктов могло бы государство, но оно в лице Минпромторга решило отказаться от идеи искусственного регулирования рынка, попросту умыв руки.
Еда всегда остается первой расходной статьей любой семьи, какой бы силы кризис ни бушевал за окном. Этим не могли не воспользоваться игроки продовольственного рынка. И если раньше речь шла о подорожании необязательных товаров типа имбиря и кофе, то теперь пришла очередь социально значимых продуктов.
В цене могут вырасти овощи и фрукты — составляющие продуктовой корзины. В Ассоциации компаний розничной торговли заявили, что ограничение самостоятельной навески товаров, анонсированное Роспотребнадзором, потребует от сетей дополнительных материальных затрат.
Между тем именно исходя из стоимости съедобного набора рассчитывается минимальный размер оплаты труда (МРОТ), и чем он «легче», тем ниже прожиточный минимум. И наоборот: если продовольственная корзина дорожает, государство должно изыскать средства на увеличение всех выплат. Но проблема в том, что бюджет не резиновый.
«Пересмотр корзины потребует и повышения МРОТ, и прожиточного минимума, и пенсий, и соцпособий, — рассказывает исполнительный директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин. — На что наше государство в условиях кризиса вряд ли пойдет».
В то же время введенное ограничение на самостоятельное взвешивание товара неминуемо приведет к его подорожанию. Если производители сами начнут переупаковывать свою продукцию, так как ретейлеры перестанут принимать «голые» овощи и фрукты, цена вырастет очень ощутимо, убежден руководитель по производству и логистике Consumer Holdings Александр Шумарин. «В таком случае к стоимости дополнительных работ прибавится наценка сети: в среднем 50–80%, а на фрукты и овощи — 100–150%, — отмечает он. — Это означает, что стоимость произведенных работ поставщиком, к примеру 4–5 рублей за операцию, на полках обернется уже в 10–12 рублей. Если учесть, что основная масса овощей и фруктов продается в упаковке по 450–600 граммов, то цена каждого кг продукции для покупателя может вырасти на 20 рублей».
Эксперты полагают, что запрет на самостоятельное взвешивание ускорит продуктовую инфляцию, которая с начала года по отдельным видам продуктов уже превысила 10%.
Рост цен на продукты в период пандемии — несомненно, имеет спекулятивную природу, утверждают опрошенные «МК» аналитики. «Пользуясь случаем, отдельные недобросовестные производители могут увеличивать цену значительней, чем того требует сложившаяся экономическая ситуация, поэтому элемент необоснованности роста стоимости тут тоже присутствует», — считает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
Несмотря на это, эксперты рынка поддерживают отказ Минпромторга от идеи регулирования цен. По их мнению, если бы механизм административного регулирования цен, условно говоря, на молоко, хлеб, яйца был включен, многие производители предпочли бы свернуть свою деятельность, что вызовет дефицит продуктов.
«Решение ведомства отказаться от идеи регулирования цен обоснованно, — убежден Александр Шумарин. — Поставщикам стало бы невыгодно отгружать тот или иной товар. В первую очередь это сказалось бы на продуктах длительного хранения с низкой стоимостью. На прилавках остались бы товары только средней ценовой группы и премиум-класса».
Между тем, по словам главного аналитика ТелеТрейд Марка Гойхмана, государство может препятствовать вздуванию цен, например, передав в торговлю большой объем продуктов из госрезерва, предназначенного на случай войны, эпидемий и стихийных бедствий. «В нем есть консервы и другие продукты питания, из которых можно формировать продуктовые наборы для незащищенных слоев населения», — рассказал он.
Спрос на продукты питания экономисты называют очень не эластичным по цене. Это означает, что при подорожании интерес потребителей к еде не снижается, поскольку речь идет о товарах первой необходимости. Поэтому у поставщиков и торговцев велик соблазн повышать цены, так как продажи от этого мало уменьшатся, а выручка будет куда больше. Ну а причины всегда можно найти: то рубль упадет, то условия развески не устроят…
Людмила Александрова