Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Герои нашего времени

Каждое новое поколение отличается от предыдущего — это закон, неизменный на протяжении всего существования человечества. Конечно, в этом много положительного, и с этим не поспоришь. Но все, как известно, имеет две стороны, даже прогресс. Какие же они, современные дети? Чем они отличаются от нас? Каковы их достижения и проблемы? Своими наблюдениями с нами поделилась психолог СВЕТЛАНА ИЕВЛЕВА.

В детстве я очень любила делать «секретики». Сначала надо было найти особое место — уединенное, но в то же время близкое к дому и чем-то примечательное. Потом выкопать маленькую ямку и сложить туда разные драгоценности — бусинки, пуговицы, листочки, перышки и обертки от конфет. Закрыть все подходящим по размеру, лучше цветным, стеклышком, а сверху засыпать землей. И после этого позвать самую лучшую подружку (ведь всем подряд секреты не показывают), чтобы, потихоньку расчищая пальчиком землю, удивить ее своим чудесным творением.

Даже те, кто не занимается по специальным программам раннего развития, обучаются чтению, счету и письму задолго до того, как придут в первый класс, — ведь там они уже должны демонстрировать определенные знания. Конечно, с учеником, который пришел совершенно неподготовленным, ничего страшного не происходит, но… таких остается очень немного, и «палочки» и галочки ему придется писать индивидуально. Все остальные уже заняты сочинениями и логическими задачами.

Что мне в этом нравилось? Да все! Получалось красиво, стекла разных цветов легко и быстро меняли изображение до неузнаваемости, и все это при желании могло оставаться моей маленькой тайной. Гораздо позже, изучая психологию, я узнала, что такие «секретики» имеют глубокий смысл, и в процессе их создания у ребенка происходит серьезная душевная работа. Тем удивительнее кажется тот факт, что современные дети никаких «секретиков» не делают — они даже не знают, что это такое.

Почему все вдруг отказались от такого увлекательного занятия? Как это случилось? Наверное, постепенно. Так же постепенно, как исчезли начерченные мелком «классики» около каждого подъезда. Так же, как дети перестали играть всем двором в прятки. Так же, как они изменились во многом-многом другом и … стали совсем не похожими на тех, кто был ребенком 20—30 лет назад.

Найдите отличия

Их много, и произошли они не сами по себе. Вся жизнь изменилась за то время, пока выросло поколение родителей сегодняшних мальчиков и девочек. И мы, взрослые, тоже стали другими. И воспитываем своих детей так, чтобы они были более жизнеспособны, успешны и счастливы в этих новых условиях. Дети сейчас в меньшей степени являются детьми — непосредственными, беззаботными и эмоциональными, чем их родители в том же возрасте. Это — характеристика в общих чертах. А в частности…

«Дети не умеют радоваться. Это странно — ведь у них гораздо больше возможностей, чем было у них. Я все каникулы проводил в деревне или в городе с бабушкой — и чувствовал себя абсолютно счастливым. Мой сын каждый год ездит с нами на разные курорты, к первому классу он увидел столько стран, сколько я — к тридцати годам. При этом он может всерьез говорить о смысле жизни разных людей. Я в его годы даже слов таких не знал. И мне его рассуждения не нравятся — это слишком далеко от моих понятий о детстве».

Дети получают больше информации. Телевидение, многоканальное и круглосуточное, с младенчества является неотъемлемой частью жизни, освещая самые разные ее стороны. Дети имеют гораздо лучшую осведомленность в самых разных вопросах — от имен лидеров мировых держав до новых моделей автомобилей. Круг знаний не только обширен, но и достаточно глубок: на взрослого, утверждающего, что малышей приносит аист, даже дети средней группы детского сада посмотрят с жалостью — и немедленно просветят его в этом вопросе.

Дети лучше разбираются в технике. У них, собственно, просто нет выбора, разбираться в ней или нет, — техника стала частью повседневной жизни буквально с рождения. Управляемые игрушки, компьютер, мобильный телефон — уже четырехлетние обращаются со всем этим без помощи взрослых. Их не пугают ряды кнопок и сменяющиеся надписи на дисплее, любая техническая новинка осваивается в два счета.

Детская тревожность, беспокойство, страхи — тоже «примета времени». Конечно, проблемы были и двадцать, и тридцать лет назад, но психологи, работающие много лет, вынуждены отметить: последние годы невротические расстройства у детей младшего возраста резко возросли. Взросление может стать серьезной проблемой — если идет такими темпами. Ведь, несмотря на все изменения в мире, есть вещи незыблемые. Детям для нормального развития по-прежнему необходимы стабильность, внимание, любовь и забота. Так было 20, 30, 100 лет назад. Так будет всегда.

Дети становятся более занятыми. Все труднее найти ребенка, который бы просто ходил в садик или сидел дома с бабушкой, а потом — просто пошел в школу, после которой — просто приходил бы домой. Самые разные дополнительные занятия становятся нормой. Не увлечь своего ребенка чем-нибудь становится просто неприличным. Спорт, иностранные языки, музыка, живопись — количество занятий иногда зависит только от того, сколько ребенок может успеть чисто физически.

Дети меньше общаются друг с другом. Во-первых, при такой занятости им просто некогда это делать, во-вторых, прогулки во дворе допоздна и, что называется, всем двором утратила свою популярность. Да и само понятие «двор» практически исчезло. Люди с каждым годом все чаще меняют местожительство, и соседские отношения становятся менее прочными. А жителя многоэтажных домов могут вообще не знать своих соседей в лицо. Даже если ребенок и нашел в соседе по песочнице родственную душу, велика вероятность, что в следующий раз они встретятся через недели. И такие отношения — от случая к случаю — скорее всего, долго не смогут перерасти в дружбу.

Дети меньше общаются в кругу семьи. Самосовершенствование, профессиональные достижения не исключают способности быть хорошими мамами и папами, но оставляют на это гораздо меньше времени. 20 лет назад большинство детей о существовании няни знали по стихам Пушкина и сказочным историям — в реальной жизни ее роль чаще исполняла бабушка. Современные бабушки охотно уступают няне свое почетное право, а благодаря миграции внутрисемейные связи постепенно слабеют. Социологи высчитывают количество минут (минут!!!) в день, которое родители проводят с ребенком непосредственно. Цифры эти низки — особенно в городах. И с каждым годом становятся все меньше…

«Чем наши дети отличаются от нас? Тем, что они не раскрывают подарки на утренниках. Они их берут у деда Мороза — просто как часть сценария, но не бросаются быстрее попробовать и даже не рассматривают. Просто отдают без особого интереса. Все, что в этих подарках, — зефир, шоколад, печенье — совсем не является для них чем-то желанным. И дело не том, что материально мы стали жить лучше. В моем детстве были другие традиции — лимонад, сладости покупались по особому поводу, хотя родители и могли все это позволить. Я не против того, чтобы у детей было всего больше, но ведь это лишает ощущения праздника».

Общение изменилось качественно. Поскольку родители ребенка видят мало, им хочется сделать общение более насыщенным и запоминающимся. Таким, чтобы оно ему понравилось, а нас избавило от чувства вины за то, что не можем быть с ним чаще. Поход в кафе из события неординарного превратился в еженедельный ритуал. Игровые залы, развлекательные центры, находящиеся в непосредственной близости от магазинов игрушек, — все это действительно делает выходные очень приятными и запоминающимися. Но, конечно, далеко не всегда — общением с мамой.

У детей возрастают потребности. Совершение покупок перестало быть насущной необходимостью. Пока мы обсуждали, чем же является шоппинг — спортом, наукой или видом отдыха, он начал превращаться в диагноз. Нам нужны новые вещи — еще лучше, еще легче, еще надежнее, а детям новые игрушки — еще красивее, еще функциональнее. И хотя у родителей детские бесперебойные желания часто вызывают недовольство, мало кто из взрослых сам может добровольно оторваться от игрушечного города, где все-все «как всамделишное».

Дети осведомлены о взрослых проблемах. Они гораздо раньше своих родителей узнают, что мир не так прост и прекрасен, как это кажется на первый взгляд. Дети больше посвящаются в семейные разногласия, конфликты и причины разводов, в трудности поиска своего места в жизни, в материальные проблемы, в сомнения о стабильности мира вообще.

Установить границы

Можно ли сделать так, чтобы современные влияния имели как можно меньше побочных эффектов? Чтобы развитие детей с одной стороны не оборачивалось проблемами с другой? Конечно, можно — и это вполне по силам родителям. Для этого нужно всего лишь помнить простое правило. Заботясь о том, чтобы дети становились умнее, опытнее, взрослее, самостоятельнее, не забывайте, что они все-таки дети.

Учитесь жить в гармонии

Научите ребенка отдыхать! В психиатрии появились термины «трудоголизм» и «невроз выходного дня». Это следствие стремления к достижениям, к постоянному росту. Человек научился так хорошо работать, что…совсем разучился отдыхать и испытывает стресс, когда оказывается вне профессиональных дел. Это поправимо — ведь отношение к труду закладывается с детства. Уделяйте любым видам отдыха внимание — причем не меньше, чем работе: планируйте и, конечно, исполняйте задуманное, не откладывая на потом.

Добавьте в жизнь … бессмысленности! Отдых должен быть разным — как активным и очень полезным для физического совершенства или личностного роста, так и на первый взгляд бесцельным и бессмысленным. Просто сидеть у костра, просто лежать на песке, просто идти — в общем, просто остановиться в постоянном стремлении к чему-то. Такое времяпрепровождение крайне важно — как никакое другое, оно помогает отвлечься, осознать себя самого и тех, кто находится рядом.

Отрегулируйте нагрузки. Хорошо, когда ребенок развивается всесторонне, но иногда, именно многочисленные занятия являются причиной нарушений. Если он хорошо спит, просыпается бодрым, в основном энергичен и не жалуется на проблемы со здоровьем — тогда все в порядке. Если же нет, стоит подумать, как освободить его от части нагрузок.

Следите за временем! Компьютерная и телевизионная зависимость — реальность. Но часто родители сами ее формируют. Поначалу, как только ребенок начинает проявлять интерес, ему предоставляется свобода. Он увлечен, у родителей — свободное время. И только когда обнаруживается, что отогнать от компьютера или телевизора уже невозможно, родители начинают беспокоиться. Контроль нужен с самого начала.

Мечтайте вместе! Детям свойственно все видеть в розовом свете — эта особенность помогает им ориентироваться в сложных ситуациях и привыкать ко всем сторонам жизни. Но их оптимизм часто наталкивается на мрачный реализм взрослых, желающих открыть глаза на то, какая она — жизнь. Не стоит этого делать! Человек должен уметь мечтать и думать, что все будет хорошо — как бы ни было плохо сейчас.

Дозируйте информацию! Отношения в каждой семье уникальны, но однозначно то, что не стоит посвящать ребенка абсолютно во все проблемы отношений и тем более навязывать свою точку зрения. Знание ребенком всех хитросплетений отношений взрослых (которые он в силу возраста все равно не может понять и принять адекватно) приводят к тревоге и невротическим расстройствам.

Развивайте гибкость! Ставьте перед ребенком посильные, соответствующие его возрасту задачи. Очень осторожно ориентируйте на успех в любых его начинаниях — покажите, что во всех ситуациях важна гибкость поведения. Только понимая ситуацию и правильно строя поведение, он научится сам справляться с трудностями. А это уже шаг к настоящей взрослости.

794


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95