Лидера от рядовых участников команды отличает прежде всего образ мышления. Сегодня мы поговорим об интересном подходе к своей работе — «думай как владелец». Что он собой представляет и почему работает, узнайте из статьи Роберта Каплана (Robert Kaplan), профессора Гарвардской школы бизнеса и исследователя стратегического менеджмента.
У каждого человека в мире есть мнение. Телевидение, радио и другие медиа изобилуют всевозможными комментаторами, которые вносят предложения и раздают, казалось бы, авторитетные советы чиновникам и руководителям, как и что они должны делать. Во время ужина, на вечеринке или около кулера на работе мы тоже говорим о том, что следует сделать или следовало бы сделать другим, или обсуждаем проколы начальства.
На работе мы можем высказывать своё мнение как официальную точку зрения — как мнение всей компании. Или можем дать оценку действиям начальника, не подумав о проблемах и интересах других, которые ему приходится учитывать. Мы поступаем так из-за того, что недостаточно хорошо осведомлены. Или убеждены, что нет необходимости разбираться во всех деталях, это же не входит в рабочие обязанности.
Лидер — это не тот, кто просто высказывает своё мнение по всем вопросам (хотя иногда это вполне уместно, а в некоторых ситуациях даже необходимо). Для лидерства требуется больше: нужно смотреть на вещи шире, иметь принципы и быть уверенным в своих действиях.
«Я думал, что проделал хорошую работу»
Джим — вице-президент компании, которая производит товары широкого потребления. Он позвонил мне, чтобы обсудить проблему, с которой столкнулся на работе. Джим обратился за советом: он только что пережил неприятный опыт и пытался разобраться, что же пошло не так.
Джим работал над запуском крупного проекта. Он был участником большой многопрофильной команды во главе со старшим вице-президентом, отвечающим за одно из самых важных подразделений в компании. Команда была ответственна за разработку нового дизайна продукта, упаковку, маркетинг и стратегии продаж. Этот продукт был жизненно необходим компании Джима, потому что рыночная доля нескольких других товаров начала стремительно уменьшаться и руководству срочно нужно было найти новые возможности для роста. Они считали, что новый продукт будет полезен клиентам и восстановит позиции компании в их глазах.
Каждому участнику проекта был поручен один аспект работы, связанный с новым продуктом и его запуском. Джим был ответственным за организацию точек продаж нового продукта. Это не самая первостепенная задача, но, учитывая важность всего проекта и высокий профессионализм других членов команды, Джим считал это отличной возможностью проявить себя.
После нескольких недель работы он пришёл с подробным планом по демонстрации и размещению продукта в различных секторах торговли: бакалейных магазинах, аптеках и других точках сбыта потребительских товаров. Кроме того, он разработал несколько дополнительных материалов — тесты для региональных точек продаж, которые должны быть проведены на месте.
Во время работы над проектом участники команды встречались раз в неделю, чтобы отчитаться о проделанной работе. Старший вице-президент хотел, чтобы каждый из членов команды был в курсе планов других и всех аспектов запуска. Он выразил надежду, что все члены команды будут задавать друг другу вопросы и узнавать о задачах друг друга, и потому смогут разработать наиболее эффективную стратегию.
Поначалу Джим был очень доволен своей работой над проектом. «Я думал, что проделал хорошую работу», — сказал он мне. Джим полагал, что дела идут просто замечательно, поэтому то, что произошло дальше, ввело его в замешательство.
На одном из собраний во время завершающей стадии проекта Джима попросили представить заключительные рекомендации. К его удивлению, несколько коллег резко раскритиковали его предложение. Они полагали, что оно не соответствует характеру продукта, ценовой политике и вероятному поведению потребителей при покупке. В частности, члены команды считали, что его позиционирование точек продаж больше соответствует импульсной покупке, тогда как они были убеждены, что этот продукт должен позиционироваться и расцениваться как заранее спланированная покупка с точки зрения покупателя.
Джим был потрясён. После встречи руководитель команды отвёл его в сторону и спросил, как много он действительно знает о запуске продукта. «Я был на каждом собрании, — ответил Джим, — и всё внимательно слушал». Если это правда, спросил руководитель, тогда как видение Джима может так сильно расходиться с ожиданиями других членов команды? Джим возразил, что ему кажется, что он правильно воспринял всё услышанное на совещаниях и, кроме того, использовал свой опыт, полученный при удачных запусках других продуктов.
Руководитель продолжил задавать Джиму ряд конкретных вопросов: «Как вы думаете, кто должен купить этот продукт? Сколько он должен стоить? Как его следует упаковать?» Джим признался, что не думал об этих вопросах, так как они не были частью его задания. Он заявил, что об этом должны были беспокоиться другие члены команды.
Руководителя не удовлетворили ответы Джима.
Перед окончанием встречи он дал ему совет подумать, как он мог бы ответить на эти вопросы, если бы был руководителем команды, а не просто её участником с ограниченным набором обязанностей.
Джиму показалось, что это странная рекомендация. Он позвонил мне, чтобы узнать мою реакцию на произошедшее и попросить совета, как ему следует реагировать на проблемы с менеджером проекта. Моя реакция была простой: «Джим, ваш руководитель дал отличный совет. И я полностью с ним согласен. Представь, что именно ты несёшь ответственность за эту ситуацию. Попытайся думать так, как если бы ты был начальником или даже владельцем компании. Представь, что твоя жизнь зависит от каждого аспекта правильного запуска продукта. Как бы ты поступил? Ты талантливый парень. Думай как лидер и используй свои таланты, чтобы ответить на эти вопросы».
Джим признал, что никогда не думал о таком подходе отчасти потому, что никто из его боссов никогда не рекомендовал ему действовать таким образом.
«Вы уверены, что это входит в мои обязанности? Я действительно должен делать это всё?» «Да, — ответил я, — если хочешь быть лидером, обязательно должен».
Джим решил приступить к делу со всей серьёзностью. Он опрашивал других членов команды, применял все свои навыки и таланты, чтобы разобраться в каждом аспекте позиционирования продукта. Он даже провёл несколько собственных исследований в отдельных торговых точках, смотрел, как позиционируются продукты конкурентов. После проделанной работы он начал осознавать, что его первоначальные рекомендации были в лучшем случае поверхностными. А в худшем — разительно отличались от того, как правильно позиционировать продукт.
Джим сделал неприятное открытие: в прошлый раз он выполнил свою работу паршиво. Его идеи не соответствовали проекту. И в результате он сделал второсортную работу и к тому же был недоволен своими коллегами. Джим решил набраться мужества и извиниться перед руководителем и членами команды.
Участники проекта приняли его извинения. Они были впечатлены, что Джим нашёл в себе силы признать, что был неправ, вернуться, заново проделать всю работу и переосмыслить свои рекомендации. Он объяснил новые предложения по позиционированию, которые быстро утвердила вся команда. Джим чувствовал, что теперь его ценят.
Он понял, что пережитый опыт дал ему ценное знание. Это осознание укрепилось, когда старший вице-президент сказал ему: «С этого момента, Джим, я надеюсь, что ты будешь действовать как лидер. У тебя большой потенциал, но только если ты будешь думать как владелец. Расширяй свои горизонты, а не сужай».
Джим пообещал себе, что в будущем он не будет мыслить как узкоспециализированный работник, вместо этого он будет подходить к работе так, словно он владелец компании. Этот новый образ мышления помог ему научиться думать яснее и работать во много раз эффективнее.
Расширение горизонтов
Звучит просто: думай как владелец. Но на деле это сложно. Необходимо поставить себя на место человека, который принимает решения. И вы можете понять, что это место вам не подходит. Слишком большое давление, слишком много факторов, которые нужно учитывать, слишком много заинтересованных людей. Из-за сложности, постоянных изменений, несметного числа мнений проще думать: «Чёрт возьми, это не моя работа!»
Да, это ваша работа, если вы хотите стать лидером. Думать как владелец — значит искать подтверждение правильности своих действий. Нужно добиваться наивысшей уверенности, не сомневаться в том, что должно быть сделано.
На самом деле большую часть времени у лидера может не быть убеждённости в том, как поступить правильно. Но он продолжает собирать информацию, мучается в нерешительности и анализирует до тех пор, пока не достигнет нужного уровня уверенности.
С другой стороны, иногда лидеру нужно быть начеку, если уверенность в чём-то пришла слишком быстро или если он так крепко держится за первоначальную идею, что не принимает во внимание все остальные. У каждого из нас есть белые пятна — вещи, в которых мы не разбираемся. Поэтому требуется время, чтобы собрать информацию, обдумать альтернативные возможности, помучиться и, наконец, убедиться, что сбалансированное решение найдено.
Дело в том, что сам процесс поиска уверенности может быть очень сложным. Обстоятельства всё время меняются, конкуренты не дремлют, на рынке появляются новые товары и так далее. Вдобавок разные люди смотрят на одну и ту же ситуацию с разных точек зрения, и каждый считает, что именно он знает, как нужно сделать правильно. Чтобы отреагировать на все эти факторы, лидеру необходимо анализировать, советоваться, искать информацию, обсуждать варианты, много думать.
Пока вы проходите через этот процесс, вы не должны знать наверняка, что делать дальше. Тем не менее, будучи лидером, вы должны постоянно стремиться к достижению уверенности по самым важным вопросам. Как это сделать? Вы и ваша команда должны направить все свои усилия на конкретные согласованные шаги, которые помогут вам прийти к разумному решению.
С опытом вы научитесь лучше понимать себя и чувствовать, когда пришла полная уверенность. Лидеры не ищут оправданий. Вместо этого они думают как владельцы и призывают команду думать так же.
Лера Мерзлякова