1996 год, Атланта (США), летние Олимпийские игры. Во время праздничного концерта охранник Ричард Джуэлл, простоватый увалень, мечтающий стать «настоящим копом», находит сумку с самодельной бомбой и спасает жизни сотням людей. Казалось бы, вот он — подвиг, звездный час, только вот на героя Джуэлл похож не слишком, а на того, кто мог бы сам эту бомбу и заложить, — вполне.
Не реализовавшийся в жизни одинокий белый мужчина, живет с мамой, мечтает заявить о себе — не человек, а ходячая иллюстрация из пособия для начинающего агента ФБР. А раз так, почему бы не сделать охранника главным подозреваемым, особенно за неимением любых других? И вчерашний герой становится объектом настоящей травли со стороны СМИ — а значит, и всего общества.
Тут впору задуматься: а если бы всего этого не было? Если бы Джуэллу предложили «отмотать» все назад, поступил бы он иначе? Едва ли. Он — тот самый хороший человек, местами слишком простодушный, местами чересчур принципиальный и буквально понимающий букву закона, который просто не может по-другому.
Кровожадное, скорое на расправу общество состоит из нас — отдельных людей, и каждому из нас стоит почаще думать своей головой
Не мог по-другому и Роберт Биллот — корпоративный юрист, в офисе которого в 1998 году объявился фермер из Западной Вирджинии, потерявший пару сотен голов скота — до и после смерти у животных обнаруживались физические аномалии. В случившемся мужчина обвинил химическую компанию DuPont и призвал юриста во всем разобраться.
Был ли у него выбор? Определенно, был. Схватка с гигантом индустрии выглядела чистым профессиональным самоубийством: на кону стояло и только что полученное место партнера в фирме, и финансовое благополучие семьи. Ничто не предвещало победы, тем более легкой. Так и вышло: расследование и судебная тяжба заняли больше 20 лет. Вернее — не завершились до сих пор.
Да, обе истории, и охранника Джуэлла, и юриста Биллота реальны, но не только это роднит картины Клинта Иствуда и Тодда Хейнса, герои которых показаны без лишнего пафоса (чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на фотографии актеров). Обе они — о противостоянии человека и системы. О выборе, который иногда приходится совершать. О том, что, оставаясь хорошим человеком, легко навлечь на себя гнев общества. А оно, общество, не любит тех, кто выглядит и ведет себя иначе, и не будет слишком долго рефлексировать, если ему подсказать, кого можно обвинить во всех грехах.
Пожалуй, эта и есть та главная мысль, которую стоит вынести из просмотра двух премьер: кровожадное, скорое на расправу общество состоит из нас — отдельных людей, и каждому из нас стоит почаще думать своей головой. Сомневаться в том, что нам слишком активно пытаются внушить, и верить в невиновность других, пока не будет доказано обратное.
Юлия Тарасенко