Последние заявления актуализируют давнюю проблему взаимоотношений между христианской Церковью и левыми силами в широком смысле слова. Неслучайно, думаю, оно совпало с началом деятельности нового общественного движения «Русский лад», призванного, по мысли коммунистов, объединить всех русских патриотов, независимо от их мировоззренческих и политических позиций. Включая даже и патриотов-либералов. Другой вопрос, насколько это возможно и продуктивно.
Тем более что вопрос этот распадается на три неравные части. Одно дело – взаимоотношение христианской веры и коммунистической доктрины Маркса. Второй вопрос – отношение современных русских христиан (да и коммунистов) к практике этой доктрины, которая имела место в России с 1917 по 1991 год. Наконец, третий, самый важный вопрос – как нам вместе жить дальше?
На Руси как на Руси
Сначала о первом. В своё время Владимир Соловьёв шутил, что социализм очень похож на христианство, только христианство требует отдать своё, а социализм требует взять чужое. Шутка, конечно, но с долей правды. Нельзя достигнуть правды насильно, нельзя без веры войти в рай. Духовное, экономическое и политическое самоутверждение («самостоянье», по слову Пушкина) человека – такое же его божественное право, как и право раздать своё богатство нищим. Однако такой поступок может быть личным, невынужденным, иначе он не имеет смысла. Надеясь исправить мир посредством планового перераспределения активности человека, коммунисты-материалисты отвергли христианское учение о его первородной и личной греховности, неизбежной (хотя и в разных проявлениях) при любом социальном строе.
Другое дело, что коммунизм в России впитал в себя духовную энергетику русской правды. Хотели этого коммунисты или нет, эта правда – то есть православие, самодержавие, народность – постепенно русифицировала марксизм-ленинизм до такой степени, что сотворила из него фактически новое учение. Прав Н. Бердяев: «Третий Рим стал Третьим Интернационалом». «Левая» решительность превратилась в собственную «правую» противоположность.
Стержень русской судьбы ХХ века воплотился в фигуре Сталина. Бывший революционный боевик Джугашвили-Сталин построил (вопреки ленинско-троцкистскому фетишу мировой революции – вот где промысaл Божий!) могучую «красную империю» и тем самым вытянул Россию из болота, в которую её загнали в феврале 1917 года взбунтовавшиеся западники-либералы.
При осмыслении советской истории следует решительно отвергнуть как тупой сталинизм в стиле «культа личности», так и патологический антисталинизм в кругозоре кухонного диссидентства. В известном смысле Сталин был убийцей русского народа и его спасителем одновременно. Так или иначе в России не нашлось других исторических сил, которые осуществили бы воссоздание страны после революционного разгрома другими, более гуманными – я уже не говорю, христианскими – средствами.
Дело не в оправдании жестокости, а в ясном понимании того, что своим сегодняшним существованием мы, живущие в ХХI веке, обязаны тем самым «советским людям», которые в 1936 году голосовали за социалистическую конституцию, а в 1945 ценой своей жизни спасали буржуазную Европу от «окончательного решения» еврейского, цыганского, славянского и других расовых вопросов.
Начавшись как террористическая «Совдепия», Советский Союз унаследовал народную энергетику тысячелетней православной традиции и одержал в середине ХХ века победу над самой страшной антинациональной и антиправославной силой, когда-либо надвигавшейся на Русь в истории.
Что же дальше?
Дальше, конечно, православным русским христианам и русским коммунистам/социалистам придётся договариваться и заключать в той или иной форме политический союз – иначе мы Россию потеряем.
Положение коммунистов в олигархической России весьма противоречиво. Конечно, нынешняя КПРФ значительно расширила свой мировоззренческий горизонт, включив в него немыслимые прежде национальные и даже религиозные положения. Однако наличие наследственных идеологических «родимых пятен», начиная с трактовки человека как «совокупности общественных отношений» (базис и надстройка) и кончая критикой традиционной монархической России как «оплота реакции», делает позицию современных русских коммунистов как бы промежуточной между космополитическими построениями либералов (правых западников) и взглядами тех мыслителей-патриотов, для которых Россия продолжает оставаться уникальной православной цивилизацией в глобализирующемся мире.
С другой стороны, в своей тактике и практической политике деятельность современных коммунистов – прежде всего в лице патриотического крыла КПРФ – заслуживает уважения и поддержки. Теоретики современной компартии резонно указывают, что новейшее технологическое оснащение цивилизации ХХI века отнюдь не отменяет основных законов капиталистической эксплуатации.
В завершение скажу следующее. В той мере, в какой социализм/коммунизм остаётся модернизированным вариантом «последней правды буржуазности», то есть учением о производстве и распределении материальных благ как смысле земного человеческого бытия, он может и должен быть подвергнут философской, культурологической и прежде всего религиозной критике.
Однако поскольку он рассматривает сам принцип капиталистической организации жизни – производство финансовой прибыли как автономный процесс – в качестве античеловеческого и аморального, русский национальный коммунизм оказывается объективным союзником православно-патриотических сил, стремящихся вывести Россию из тупика, в который она попала в результате необуржуазной революции конца ХХ века.
Любой капитализм вообще, а компрадорский российский капитализм в особенности, имеет антихристианский характер. Продающий свою рабочую силу на рынке человек остаётся фактическим рабом капитала, даже если он имеет свой дом, машину и носит те же джинсы, что и его номинальный хозяин.
Сытый и самодовольный раб есть холоп, хам. Массовое общество и массовая культура «золотого миллиарда» и рассчитаны на управление подсознанием подобных «демократических» рабов. Фундаментальное противоречие глобального рыночного «человейника» ХХI века состоит в том, что здесь под влиянием виртуализации ключевых ценностей бытия образ Божий в человеке распадается быстрее и внешне незаметнее, чем в условиях предшествующих анатагонистических эпох.
Поэтому православным христианам и русским коммунистам необходимо поддерживать друг друга в их патриотической деятельности на фоне антихристианской и антирусской атаки по всему миру. Стремясь в то же время по возможности сблизить и свои мировоззренческие убеждения. Да, сделать это непросто. Но Россия у нас одна.
Александр КАЗИН