Много лет назад в очерке про молодого талантливого певца и композитора Игоря Саруханова его по ошибке назвали азербайджанцем.
Отношения между Арменией и Азербайджаном уже тогда были напряжёнными, поэтому издание в следующем номере дало опровержение, извинилось и поправилось: Игорь Арменович - армянин. Впоследствии тема национальности практически не всплывало: Саруханов жил в Москве и делал карьеру нормальной российской поп-звезды. Карьера была не слишком ровной, но хитов в репертуаре у Игоря набралось достаточно.
В последнее время их, правда, было не слишком много - возможно, поэтому артист решился на смелый творческий эксперимент. В мини-альбоме «Я по крови армянин» он сменил свой привычный жанр поп-лирики на остромодную (в некоторых кругах) кавказскую эстраду. Если вы сейчас скептически усмехнулись, предлагаю вспомнить песни «Чёрные глаза» и «За тебя калым отдам» - которые вышли далеко за рамки сочинских кабаков и геленджикских дискотек и стали, что уж там говорить, общероссийскими хитами. В жанре очень серьёзная конкуренция; большинство артистов ориентируется на региональные рынки или на национальные диаспоры, однако наиболее яркие (пара примеров приведена выше, но на самом деле их больше) выходят на общенациональный уровень.
Несмотря на все сложности межнациональных отношений, постсоветские зрители по-прежнему не испытывают аллергии на «национальные музыки» и могут искренне радоваться украинским и грузинским песням, а также какому-нибудь латышскому акценту исполнителя. Кавказская попса в лице лучших её представителей привлекает русских слушателей страстью, избыточностью и какой-то отвязностью напополам с наивностью: публика не может не восхищаться отвагой и раскомплексованностью исполнителей, которые в конце второго десятилетия XXI века поют, будто с эстрады туапсинского кафе «Ветерок» в 1986-м.
Вот в таком роскошном жанре и сделан мини-альбом «Я по крови армянин». Игорь Арменович не скупится на развесистые приторные восточные аранжировки, в которых к армянским музыкальным традициям явно подмешаны разные другие, и на текстовые обороты вроде «как-то в Адлере и в Сочи отдыхал я дни и ночи» или «тебя я обнимаю, чуть дыша, ты нежная кавказская душа». В общем, идеальный саундтрек для активного отдыха в кабаке с алкоголем. При этом заглавная песня автобиографична и отчасти трогательна, но её портит будто бы слишком торопливо составленный текст: «Я по крови армянин, в стране такой я не один, и говорим мы все на русском языке».
А трек «Не мешай тебя любить» уже с некоторым трудом удерживается в рамках кавказского дискурса и напоминает, что вообще-то Саруханов написал «Зелёные глаза», «Желаю тебе», «Дорогие мои старики», «Скрипку-лису» (она же «Скрип колеса») и «Это не любовь» - мелодичная эстрада для него гораздо органичнее, чем стилизация под восточный кабак, а настоящую конкуренцию Айдамиру Мугу и Мурату Тхагалегову навязать вряд ли удастся. На Яндекс.Музыке очень широко представлена кавказская музыка, но диск Игоря Саруханова сервис явно неспроста определил в более привычную категорию «русская эстрада».
Алексей Мажаев