Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Играем с будущим гением

Вопросы, связанные с ранним интеллектуальным развитием малыша, волнуют многих родителей.

Стремление дать своему ребенку как можно больше, не упустить время, развить способности — нормальное желание взрослых. Другое дело, что процесс это творческий, и относиться к нему стоит разумно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Что означает раннее развитие? Это обучение ребенка в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте. Родители к развивающей деятельности относятся по-разному. Кто-то считает, что обучение можно отложить до школы, а кто-то, стремясь успеть как можно больше, не всегда соблюдает меру. Порой мамы, желая вырастить гения, твердят буквы и цифры с детьми, которые еще не начали четко говорить. «Большинство психологов считают, что гораздо важнее заложить основу для дальнейших знаний, а не обучить определенным навыкам, таким как чтение, письмо, счет», — рассказывает Татьяна Авдулова, доцент кафедры возрастной психологии МГПУ.

Если родители развивают творческое начало, знакомят малыша с окружающим миром и все получают удовольствие от занятий, это одно. Другое дело — погоня за достижениями. Иногда ситуация бывает абсурдной: ребенок умеет считать, но не знает, например, о смене времен года. «В каком возрасте малыш овладеет конкретными навыками чтения, счета, письма — в два года, три, в пять или шесть лет, — на дальнейшей его успешности не отразится», — объясняет Татьяна Авдулова.

Выбираем игры

Прежде всего необходимо помнить, что раннее развитие — не насильственное обучение, а создание развивающей среды. Ее основа — игра. «Смотри, у нас две машинки, значит, должны быть и два водителя». Поднимаемся по лестнице — считаем ступеньки. «Давай сыпать крупу. Видишь, получилась буква „М“, а теперь будем печь из теста твою букву».

Важно постоянное общение и знакомство с тем, что нас окружает. «Водичка мокрая, она льется, ложкой мы едим, расческой причесываемся».

Чтобы ребенок развивался гармонично, игры-занятия для каждого возраста выбирают свои. Интерес нужно провоцировать. Например, показываем картинки, складываем кубики, слушаем звуки. Не увлекся? Отложите занятия.

Первая ступень развития — знакомство с окружающим миром через эмоции и органы чувств. Возможности восприятия расширяются, когда задействованы все пять чувств. Зрение (колокольчик красный), слух (послушаем, как он звонит), обоняние (как пахнет цветок), вкус (яблоко — красное и круглое, а что мы чувствуем, когда его пробуем: сладкое, кислое), тактильные ощущения (игрушки разной текстуры).

Мелкая моторика развивает интеллектуальные способности, стимулируя клетки головного мозга (начинаем с шести месяцев).

Учите детей играть. Именно учите, ведь до трех лет занимать себя сами они еще не умеют. К полутора-двум годам в их распоряжении обязательно должны быть пирамидки и другие предметы, которые можно собирать, соблюдая последовательность, игрушки различной формы, цвета, объема, размера, текстуры, с разными функциями: одни катаются, другие плавают.

А как же чтение, счет, письмо? «Пока малыш на физическом уровне не познает смысл действий и содержание информации, она запоминается механически, но не становится его знаниями», — объясняет Татьяна Авдулова.

«Мышление развивается ступенчато, — рассказывает психолог Людмила Аншакова. — Сначала действенное (к полутора годам), затем наглядно-действенное (к трем), а примерно с четырех лет — воображение и наглядно-образное мышление. В это время и речь четко сформирована, значит, можно знакомиться с буквами (если ребенку интересно). Потом наступает очередь логики, которая связывает образы. Иногда, если развитие образного мышления пропустили и перешли к абстрактному, ребенок в три-четыре года пишет, но перестает разговаривать. До трех лет важно формировать речь, показывая образы и действия, стоящие за словом: «Я режу морковь, складываю вещи».

Нарисуем способности

Раннее обучение подразумевает выявление способностей. Как же их разглядеть? Прежде всего поможет рисование, которое развивает образное мышление. Чем меньше ребенок, тем больший лист бумаги для него требуется. Начинайте рисование на полу, с мелков или пальчиковых красок. Затем, используя карандаши, юный художник учится контролировать свою силу — развивается моторика. Нажал посильнее — линия ярче, а если еще сильнее, то карандаш и сломаться может.

Слушайте музыку. У подрастающего малыша должны быть простые инструменты, извлекающие звук (детский ксилофон, бубен). Непосредственно музыкальные занятия подразумевают обучение, поэтому нужны они или нет, зависит от желания ребенка.

При выборе кружков ориентируйтесь на задатки детей. Например, не нужно отдавать в группу, требующую усидчивости, мальчика с неуемной энергией. Обрести гармонию застенчивому человеку помогут занятия с глиной. «В некоторых случаях стоит идти от обратного, — рассказывает Татьяна Авдулова. — Допустим, у девочки плохо развита координация. Тогда выбирайте танцы. Сформировавшееся чувство ритма поможет раскрыть другие способности».

Одаренность не всегда можно разглядеть сразу. Чтобы ее выявить, предлагайте ребенку попробовать разные виды деятельности.

Избегайте перегрузок

Ребенок сам подскажет, когда устал, — интерес пропадет. Если же он перегружен, могут возникать плаксивость, капризность невротические реакции (грызет ногти, запинается), регресс в развитии.

Плюсы и минусы юных интеллектуалов

Плюсы

Лучше перезаниматься, чем не заниматься вовсе. Безделье — враг детства, оно тормозит развитие личности. Если не заниматься, то и интерес не возникнет.

Занятия с родителями — это прежде всего совместная деятельность. А общение — важный этап формирования личности.

Малышам иностранный язык дается легче (в форме игры) — при условии постоянного общения, а не периодических занятий.

Когда мы занимаемся с детьми, то учимся быть родителями.

Минусы

Иногда слишком активное развитие речи ведет к тому, что ухудшается ее качество — возникают запинки.

В некоторых случаях раннее обучение письму затормаживает развитие речи.

«Восхищаясь талантами, превосходящими возраст, мы часто ускоряем взросление, — рассказывает Людмила Аншакова, — развивая знания, пропускаем этап развития эмоциональной сферы. Получается, что ребенок умен, но исчезла детская непосредственность. Он талантлив, но может вырасти прагматиком».

Что почитать

Лупан С. «Поверь в свое дитя»

Монтессори М. «Руководство для родителей»

Никитин Б.П., Никитина Л.А. «Развивающие игры», «Резервы здоровья наших детей»

«Энциклопедия развивающих игр». / Под ред. Геденштейн Л.Э., Мадышевой Е.Л.

Обухова Л.Ф. «Этапы развития детского мышления»

Аникеева Н.П. «Воспитание игрой»

Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Домашняя школа мышления»

Юдина Светлана

«Труд»

747


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95