Книга рассчитана на чтение с детьми младшего школьного возраста, то есть от 6 до 8 лет; но нам представляется, что она заинтересует и более маленьких ребят, начиная с 4-летнего возраста. Мы предлагаем вам, дорогие родители, не просто прочитать эту книгу, сначала самостоятельно, а потом с детьми, но и сыграть в нее. Предлагаемые игры помогут не только разобраться с нашим временем и его вызовами, но и успешно противостоять им, сообразуясь с христианским миропониманием и позитивным поведением.
Игрушечные нравы
В магазине живут и играют, радуются и огорчаются любимые детские игрушки. Надувные, мягкие, радиоуправляемые, на колесах и на батарейках. Их жизнь наполнена самыми разными событиями и приключениями. Все игрушки стремятся к одной цели: чтобы их купили. И чтобы они стали „самой любимой и единственной игрушкой“ для своих маленьких друзей.
Взаимоотношения игрушек очень напоминают взаимоотношения людей. Поэтому их игры – это наша жизнь в книжно-игрушечной проекции доброго сказочника Сергея Седова. Его сказки – своеобразное проигрывание сложных или простых, но, как правило, наиболее повторяемых детских и взрослых ситуаций.
Эта книжка-игрушка, которую можно не только читать и обсуждать, но и проигрывать, используя те игрушки, которые есть в Вашем доме. Процесс чтения-беседы-игры сразу оживится, если „третьими“ будут те самые мишки, зайчики, надувные утята, радиоуправляемые самолеты, танки последней модификации, которые стали героями сказок Седова.
Мы подскажем Вам, с какими играми можно сочетать чтение нкоторых сказок из сборника. Возможно, Вам придут на ум другие игры. Сочетание двух основных процессов -- чтения и игры помогут весело и с пользой провести досуг, познавая мир и проигрывая различные жизненные ситуации.
Итак, читаем, играем и размышляем вместе!
Улыбайтесь, господа!
Сказка „Тигр со злым выражением лица“ -- совершенно леденящая душу история. В магазин привозят агрессивного Тигра, который глотает бедные мягкие игрушки направо и налево. Скоро в отделе мягких игрушек становится нечем торговать. И тут директор приказывает Тигру прыгнуть через обруч. Тигр прыгает, его надутое брюхо лопается по швам – и все безжалостно слопанные игрушки оказываются на свободе!
А Тигра возвращают на фабрику, и только потом – в магазин. С тщательно заштопанным брюхом и другим, добрым выражением лица.
Вот что значит следить за своим выражением лица и настроением, не хмуриться и не злиться! Оказыввется, хорошее, миролюбивое настроение влияет на поведение. Эта сказка поможет научиться радоваться жизни, улыбаться и вести себя в обществе.
Вместе с ребенком можно нарисовать тигра или другие свои игрушки (или знакомых) сначала со злым, потом с добрым выражением лица. Посмотрите и почувствуйте разницу. Несколько практических занятий по этикету удачно дополнят чтение и занятия рисованием. Веселые упражнения в гримасничании перед зеркалом поставят необходимую эмоциональную точку в разговоре.
Тщетная предосторожность
Девочка Юля которая хочет купить Плюшевого Бегемота („Юля и Плюшевый Бегемот“). Но не решается, и все наблюдает да прикидывает: подойдет ли он ей? сойдутся ли они характерами? И пока она целый месяц наблюдает за претендентом на любимую игрушку в разных ситуациях, прикидываая , достойна ли игрушка ее снисхождения и особого внимания, взвешивая все „за“ и „против“, чудесного Бегемота покупает другая девочка.
Хорошие игрушки никогда не залеживаются на полках! Впрочем, как и хорошие люди – в жизни.
По мотивам этой сказки можно нарисовать вместе с малышом небольшой комикс: Бегемот наблюдает, как дети едят мороженое; Бегемот рассматривает, как девочки примеряют новые платья; Бегемот любуется, глядя как девочки скачут через скакалку. Эта игра будет не только развлекательной, но и познавательной: Вы и ребенок будете наблюдать то же, что наблюдал Плюшевый Бегемот, а потом вместе рисовать. Можно устроить веселое соревнование: чей комикс лучше? И, конечно, по итогам конкурса, развесить выставку рисунков в самой просторной и светлой комнате!
Скрытые возможности
Котенок, которому положено быть маленьким, оказывается большим (сказка „Котенок“). В два раза больше Бегемота и в три раза больше Слона. Никто его не покупает – боятся. И большие игрушки не любят, но тоже боятся: возмущенные сюрреалистическими размерами Котенка Тигр мечтает его укусить, но... боится это сделать. Именно поэтому никто Котенка не покупает. Люди, как правило, не склонны обременять себя крупными вещами...
Котенок, как и все остальные игрушки, хочет, чтобы его не боялись, а купили. Но как это сделать, если твоя форма по странному стечению обстоятельств настолько не соответствует содержанию? Очень просто! Котенок превращается в Лошадь, о котрой мечтает рыжая девчонка и начинает ее катать по магазину. „Оказалось, что его совсем и не нужно нести, ведь он сам отнесет кого угодно“.
Котенок стремился обрести друга, поэтому использовал свой последний шанс перед закрытием магазина. Попытайтесь вместе с ребенком проиграть различные жизненные ситуации, в которых ему что-то не удавалось. Придумайте историям другой, благополучный конец по аналогии с концом истории про Котенка. Обсудите преимущества активного образа жизни и привычки не унывать в самых безвыходных ситуациях. Обсудите с ним такое качество характера, как целеустремленность. Подумайте вместе, насколько это качество востребовано в жизни.
Представьте себе ситуацию, когда такой чудесный Котенок может появиться в вашем доме. Найдется ли место для Волшебного Котенка?
Собственное имя
А вот один странный Кролик почему-то постоянно шарахается от покупателей („Загадочный Кролик“). Директор магазина даже снаряжает настоящую охоту за Кроликом. И только 333-я по счету девочка называет его Зайчиком. И он тут же с радостью прыгает к ней на руки. „Оказывается, он был не Кроликом, а Зайчиком“.
Вот что значит распознать истинное лицо будущего друга!
В качестве дополнительного занятия с ребенком сказку можно использовать в познавательных целях: рассматривая энциклопедию или карточки-картинки с изображением животных, найдите различия и сходные черты у кроликов и зайцев, а также других внешне похожих животных: мышей и крыс, соколов и беркутов, собак и кошек разной породы и т. д. Идеальное завершение занятия – поход в зоопарк всей семьей или воспоминания о таком походе.
Судьба Художника
Сказка про необыкновенно талантливую игрушку („Щенок-живописец“) раскрывает перед нами тайны восприятия произведений искусства. Щенок пишет замечательные портреты: рисует кассиршу – и она тут же выходит замуж! Ведь ее друг ясно увидел, какая она нежная и терпеливая. А благодаря улыбчивому потрету Директора у магазина появляются надежные и самые выгодные партнеры.
А талантливый Щенок так и остается в магазине, не найдя себе друга. „Многие хотели бы его купить, но, как все настоящие таланты, Щенок очень скромный зверь и не любит показываться на глаза“.
Как не похож этот чудесный зверек на нынешних гламурных художников и популярных писателей! Истинный талант – не тот, кто тратит всю жизнь на пиар. Он занимается творчеством...
Сказку можно не только читать, но и рисовать с детьми. Можно нарисовать портреты любимых взрослых, сверстников, учителей, воспитателей. Начиная рисовать, старайтесь настроить ребенка на создание позитивного образа. Обсудите с ним положительные черты будущего персонажа. Если ребенок хочет создать негативный образ, дайте ему эту возможность. Потом подумайте вместе, как изобразил бы его (ее) добрый Щенок-художник. Пусть ребенок попытается понять, что в людях есть не только отрицательные, но и положительные черты.
Как заканчиваются войны
Сказка „Война“ -- история игрушечного противостояния между самыми современными танками, работающими на батарейках, и мягкими игрушками. Танки привозят в „Детский мир“. Никто из детей не хочет их покупать. Тогда танки решают, что в этом виноваты мягкие игрушки (кто-то должен быть виноват, если сильным чего-то не достает в жизни). И, не долго думая, свирепые танки объявляют войну мнимым конкурентам. Неизвестно, чем бы закончилось сражение с безобидными мягкими игрушками, если бы... у всех танков разом не кончился запас батареек. Не успев напасть на самого доброго Фиолетового Бегемота, все боевые машины вдруг останавливаются и глохнут, как по команде. Победа! Мягкие игрушки облегченно вздыхают: „Как хорошо, что у нас нет никаких батареек. Поэтому мы никогда не остановимся!..“
Со сказкой „Война“ можно проделать целое представление-реставрацию игрушечных боевых действий. Еще бы! Ведь в ней задействована целая партия тяжелой артиллерии последнего поколения. „Современных, с горящими фарами и моторами на батарейках“. Расположившись на полу в детской, можно воссоздать механизированное сражение танков против мягких игрушек, которые чуть не пали жертвой свирепых машин. Представление можно разыграть по предварительно составленному сценарию, переоборудовав комнату в „театр военных действий“. Назначить штаб, нарисовать карту, продумать план операции, направленной против мирного мягкоигрушечного населения.
Как будет проходить неравная война, решать вам, дорогие родители. И, конечно же, вашим детям. Хорошо, если получится продемонстрировать, насколько противоестественно и бесчеловечно проходят войны против мирных жителей-игрушек. Надеемся, что малыши запомнят, что нельзя воевать с теми, кто не может оказать сопротивления. Кроме того, это тоже бывает чревато. Либо кончатся батарейки, либо другие источники питания и финансирования боевых действий...
Авторский вариант статьи, опубликованной в журнале „Нарния. Служение детям“. - 2011. - №1.
Ваша Мария Московская