Для меня процентов на 80 работа над упражнениями "Хорошо" и "Солнышко" состояла из целенаправненного изменения мышления, и именно она дала наибольший результат. Я решила присмотреться к нему (мышлению) повнимательнее, чтобы понять, что является его основой, за счет чего оно живет, дышит и день ото дня укрепляется. И вот что у меня получилось.
1. Позитивное мышление
- умение видеть во всем в первую очередь позитив, замечать то хорошее, что дает жизнь, и радоваться ему (вместо фиксации на плохом) См.→;
- способность ценить себя, свои сильные стороны, свои ресурсы (вместо того, чтобы заниматься самобичеванием, коллекционировать свои промахи и ошибки и сравнивать себя с «более успешными Ивановыми») См.→;
- оптимистический взгляд на жизнь, доверие жизни и людям (вместо того, чтобы постоянно находится в напряжении и со всех сторон ожидать подвоха, засады, недоброжелательства) См.→.
2. Уверенность в себе
Во всех возможных аспектах, главные из которых – «Я могу» и «Я достойна». Основной секрет успеха здесь в том, чтобы признать свое «могу» и «достойна» априори, без доказательств, и в дальнейшем из этого самовосприятия исходить См.→.
3. Понимание и реализация (осознанная и целенаправленная) своих желаний
Раньше большинство моих желаний были недоступны для меня. Какие-то из них я не осознавала вообще; другие не чувствовала как свои; за третьими не признавала права на существования (считая их «плохими», «постыдными», «инфантильными», и вообще – «аморальными, противозаконными и ведущими к ожирению»); четвертые не позволяла себе желать, потому что считала себя недостойной их исполнения; пятые вытесняла по принципу «зелен виноград» и т.д., и т.п.
Вместо этого я пыталась ориентироваться на общественно одобряемые образцы, считая, что «буду соответствовать – будет мне счастье» и, как и следовало ожидать, приходила к самоощущению «вроде и то есть, и это – а счастья нет». Благодаря упражнениям из Золотого цвета Дистанции Лидера я, наконец, научилась отличать свои настоящие желания от чьих-то чужих, уважать и ценить любые из них, принимать решения о том, буду ли я реализовать те или иные, а если буду, то как и в какой последовательности. Ну и, конечно же, со временем пришла к практическому пониманию, что реализация действительно СВОИХ желаний переживается с радостью и удовольствием, поэтому в них смело можно вкладываться, не боясь разочарований и ощущения «впустую потерянного времени и сил» См.→.
4. Решение «быть в этом Хорошо», выбор
Это очень важный, но, наверное один из самых сложных для понимания моментов. Ибо в то время, когда ты находишься на одном из «берегов» (любом), сама постановка вопроса кажется бессмысленной (на берегу Устойчивого Плохо – «А у меня есть выбор? Какая жизнь, такое и настроение!», на берегу Устойчивого Хорошо – «А смысл выбирать Плохо, если можно выбрать Хорошо?!» Но он является ключевым в тот период времени, когда старые мыслительно-чувственные привычки еще не «отвалились», а новые еще не прижились. Именно тогда, в моменты неизбежных откатов в привычное Плохо есть очень большой соблазн принять их за единственно возможную для себя эмоциональную реальность, а свое недавнее свежеобретенное Хорошо – за нежизнеспособные иллюзии, которые закономерно рушатся при любом ощутимом столкновении с жизнью. Фокус в том, чтобы всегда об этом помнить – и подобным соблазнам не поддаваться. То есть КАЖДЫЙ РАЗ, когда «находит», терпеливо напоминать себе: откат – это именно откат из НОРМАЛЬНОГО и ПРАВИЛЬНОГО хорошего состояния в редкое и нетипичное для меня плохое. Со временем, благодаря многократным «повторениям пройденного» такой образ мысли входит в привычку и становится естественным.
«Хорошо» с обоснованием
Работу я начала с упражнения «Хорошо с обоснованием». Влюбилась в него без памяти. Оно мне дико нравилось возможностью «пораскинуть мозгой», порешать сложные логические задачки по поиску максимального количества позитива в «плохих» событиях. Меня всякий раз приводил в неописуемый восторг тот факт, что позитив находился, причем находился всегда и везде, причем почти всегда – в количествах. Я начала усложнять упражнение, поставив задачу раз в день анализировать одну сегодняшнюю ситуацию (на выбор) «неберущегося плохо» для поиска в нем «значимого позитива» - и всегда с этой задачей успешно справлялась (лирическое отступление: сейчас я искренне удивляюсь – неужели в моей жизни могло быть столько негатива, что я была уверена не только в обязательном наличии в каждом (!) дне своей жизни «неподдающихся плохишек», но и в возможности выбирать между ними тогда же это воспринималось как норма).
Через какое-то время эффект новизны ослабился, радости творчества и новых открытий поубавилось и я в упражнении немножко разочаровалась. Ну да, забавное и очень светлое развлечение, но не более того. Позитив вижу отчетливо и нахожу достаточно легко, но в плане самоощущения по большому счету ничего не меняется. Я тогда еще не понимала, что посаженным в землю семенам надо дать время прорасти, не забывая постоянно поливать их, пропалывать и всеми иными способами ухаживать за молодыми всходами – и только после этого можно собирать урожай.
ОК, я занялась исследованием самоощущения, взяв в работу упражнение «эмоциональный термометр». Составляя шкалу, обратила внимание на особенность своего восприятия, которой раньше не замечала: оказывается, словом «Хорошо» я называла только нечто близкое к состоянию эйфории, а следующим после нее пунктом шло безликое «нормально», внутренне переживавшееся как скучноватый нейтрал. Соответственно, все то, что переживалось мной и находилось между этими пунктами, я относила к одному из них (догадываетесь, к какому чаще? и переживала так, как в нем прописано. «Стоп! - подумала я. – Но ведь между эйфорией и нейтралом, по идее, может (и должно) существовать что-то еще! Зачем я так все упрощаю, зачем я лишаю себя возможности это «что-то» видеть и переживать?». В ту же минуту я воткнула между этими пунктами еще один (а чуть позже – и второй), внутренне определившись для себя, что это за состояние и как я смогу узнать его, чем оно отличается от нейтрала, почему это именно «хорошо», а не что-то другое. Таким образом, ничего специально не меняя в своем состоянии, я обогатилась на два хорошо, которые стала не только осознавать, но и чувствовать как «хорошо».
Это и были мои первые значимые, прочные и устойчивые результаты. Но – далеко не последние.
Придя на Дистанцию и добравшись в своей работе до упражнения «Хорошо», я начала отвечать на вопросы методички. В частности – про «Любимые способы делать себе Плохо» и «Зачем мне плохо?».
Эта работа имела двойной эффект. Во-первых, я действительно (а не «чисто теоретически») осознала, что очень-очень часто, гораздо чаще, чем я привыкла считать, мое плохо не «происходит само собой» и «совсем даже не зачем, а исключительно почему», а делается
а) мной собственноручно (точнее – собственномысленно и собственнодейственно),
б) с определенными (хоть и как правило не осознаваемыми) целями.
А раз так, то в моей власти плохо себе делать перестать, а тех результатов, которых я привыкла достигать при помощи плохо, учиться достигать какими-то другими способами (в случае, если я решаю продолжать достигать их).
Во-вторых, я увидела, что за многими моими плохишками стоят деструктивные верования, большинство из которых, по сути своей, мало на чем основаны. Значит, надо отказываться от них, менять на другие.
Работа с верованиями
С верованиями я работала разными способами: анализировала «красные» и «желтые» пункты светофорчика, заполняла таблицу из Оранжевой методички, классифицировала их по классификаторам, описанным в Голубой методичке, сочиняла антиверования и жила с ними, играла в «плохо-хорошо, хорошо-плохо», пропускала через себя «Декларацию принятия реальности», сочиняла (в рамках Красного цвета) «Декларацию принятия себя»… В результате обратила внимание на тот факт, что чаще всего «плохо» делается не отдельными верованиями, а построенными на их основе концепциями. Позволю себе самоцитату:
«Концепции – это основанные на нескольких (иногда – на многих) верованиях логические построения (иногда – достаточно длинные и сложно организованные), делающие в нашем восприятии те или иные «нейтральные события» «проблемами» и «горестями» (или же, в хорошем варианте, наоборот – «возможностями», «задачами», «радостями»). Эти логические построения, если глубоко в них не копаться, выглядят достаточно жизнеспособно, а копаться в них как правило очень-очень не хочется («лень», «работает – и нормально», «больно, неприятно» и т.п.). Поэтому человек просто некритически воспринимает концепцию как истину и на происходящее реагирует автоматом так, как в ней прописано».
Таким образом, для того, чтобы из «плохо» сделать «хорошо», достаточно разобрать концепцию на составляющие, изменить то, что было бы полезно изменить (подредактировать верования, подтянуть неучтенные факты, простроить другие логические связки), придумать на этом основании новую, позитивную концепцию – и вуаля!
Это упражнение совершило настоящий переворот в моем мировоззрении и в моей душе! Я даже не подозревала, что можно придумать что-то, настолько быстро, кардинально и в нужную именно мне сторону меняющее и мое восприятие происходящего, и мое отношение к происходящему! Что можно за час-другой следом за образом мыслей поменять образ действий и решить «многолетние неразрешимые проблемы». Я чувствовала себя практически всемогущей и мне даже становилось страшно от того, как быстро и разительно меняюсь я, а следом – и мир вокруг меня.
Позитивное мышление
Ну и, наконец, последним штрихом в моей работе по перемене мышления была работа с речью, а именно – замена негативных речевых оборотов позитивными. Тут было много чисто механической работы и очень мало творчества. Просто тупо слушаешь себя, записываешь за собой негативные высказывания, делишь их на группы (когда, по какому поводу, зачем), анализируешь, переписываешь, меняя формулировки на позитивные, вводишь в жизнь. И в какой-то момент неожиданно ловишь себя на том, что НЕПРОИЗВОЛЬНО называешь злостно подрезавшего тебя автолюбителя «чудом в перьях», а в ответ на откровенно бредовое предложение задумчиво произносишь «странная идея».