На кинофестивале «Окно в Европу» Ирина Купченко за роль преподавателя истории в фильме Алексея Петрухина «Училка» получила главную награду.
С «ВМ» Ирина Петровна делится размышлениями о современной школе.
- Ирина Петровна, как удалось режиссеру-дебютанту убедить вас сыграть в его фильме?
- Алексей - умный, глубокий и неравнодушный человек, но главное – я увидела в нем единомышленника. Все, что говорил Алексей, не вызывало во мне чувства протеста, что для меня редкость.
- В фильме показан беспредел учеников по отношению к учителю. Многие говорят о том, что это типичное явление нашего времени.
- Что бы мы ни говорили о советской системе, она не позволяла детям быть беспризорниками. Не только школа, любой взрослый, видя, что с ребенком проблема, брал его за руку и вел - или домой, или к участковому, или в школу… Потом в школах в одночасье отказались от воспитательной функции. И поскольку все это произошло вдруг, возникло много искажений... В нашем обществе навязывается потребительская мораль. Во главе угла – карьера, деньги. Для пятилетних девочек устраивают конкурсы красоты, и это считается нормой.
- Надо быть отважным человеком, чтобы сегодня пойти работать в школу?
- Безусловно. Раньше учителя боялись, ценили, уважали. Думаете, история, рассказанная в фильме «Училка», - кинематографическая придумка? Отнюдь. Такое поведение учеников можно увидеть практически в каждой школе. Почитайте социальные сети, где ученики пишут, как они унижают учителей и их за это не наказывают. Порой учителя боятся учеников и их родителей.
- Социальное расслоение общества так влияет на отношение школьников к педагогам?
- Дело не в том, что ученик видит бедность учителя, а то, что он презирает его за это. В каждом цивилизованном обществе, где прислушивались к мудрецам, философам, говорилось, что бедность – не порок, что каждый человек – личность, и между достоинствами личности и уровнем его жизни нет прямой связи. А в обществе потребления человек небогатый считается неудачником. Детям не объясняют, что у каждого свой путь, предназначение, в конце концов своя профессия. Зато идет внушение, что успеха надо добиться любой ценой.
- Как же в такой ситуации сохранить честь и достоинство?
- Слава богу, в последние годы мы стали понимать, что неплохо было бы вернуть гражданское сознание. Достоинство прежде всего зависит от того, какие жизненные ценности у человека. И если они высокие, то именно они сдерживают вас от падения, унижения, заискивания.
- Но есть и другая опасность: тех, у кого есть слава, успех, богатство, бывает «заносит»... Это же ведь тоже недостойное поведение.
- И я опять скажу о нравственности общества и личном сознании человека. Знаете, я работала с большим количеством знаменитых режиссеров, актеров, писателей, и все они были очень скромными людьми, несмотря на свое величие. Если кого-то и «заносило», то только по молодости.
- Готовясь к роли, вы смотрели скандальный телефильм Валерии Гай Германики «Школа»? Там тоже поднимаются эти темы.
- Признаться, кроме новостей по телевизору я ничего не смотрю. Но меня уже спрашивали о «Школе», поэтому, видимо, я все же посмотрю этот сериал.
- Ваша героиня – учитель истории. Каким образом преподавать историю нашей страны, чтобы не вызывать у учеников такого бунта?
- Для начала написать учебник с единой трактовкой. В преподавании не может быть несколько трактовок событий. Версии имеют право на существование, но для профессионалов. Для детей должен быть ясный, цельный, аргументированный взгляд на события.
- Уж если заговорили о преподавании... Почему вы не преподаете в родном Щукинском театральном институте?
- Призвания в себе не чувствую. Чтобы учить молодежь, необходима потребность души. Учитель – это большая ответственность. Хотя не секрет, что в последние годы далеко не все становятся учителями по призванию. Но такие люди и специалистов готовят соответствующих. А потом мы слышим по телевизору: пресловутый «человеческий фактор», из-за которого упала ракета, взорвался самолет, сошел с рельсов поезд… Где же чувство ответственности за дело, которым занимаешься? Пока мы только об этом говорим, к сожалению, до решения проблемы далеко. И наш фильм «Училка» мы больше делали для молодежи, чтобы они задумались, как жить.