Из Москвы во Владивосток по Транссибирской магистрали при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина с остановками в двенадцати крупных городах отправились участники передвижного симпозиума Nemoskva, а вместе с ними — выставка современных художников «Большая страна — большие идеи». Рассказывает Игорь Гребельников.
Это не первый чес по российским регионам, устроенный, чтобы разведать культурную ситуацию на местах и поддержать культуртрегеров: в 1999 году свои сети забрасывал фестиваль «Культурные герои ХХI века, или В поисках Золушки», а в прошлом году музей «Гараж» провел первую Триеннале современного искусства, ставшую результатом кураторских поездок по российским городам. Однако передвижной симпозиум Nemoskva, затеянный директором по региональному развитию ГЦСИ — РОСИЗО и комиссаром Уральской индустриальной биеннале Алисой Прудниковой (соорганизатор — Центр изящных искусств BOZAR в Брюсселе), отличается необычным форматом и небывалым составом зарубежных участников. Перед соблазном прокатиться по Транссибу не устояли, например, куратор ныне проходящей Х Берлинской биеннале Габи Нгкобо, профессор Института Курто Сара Уилсон, редакционный директор издательства Thames & Hudson Роджер Торп и исполнительный директор центра Para Site в Гонконге Космин Костинас, всего — 60 человек. Столь внушительную компанию зарубежных профессионалов в сфере современной культуры так далеко у нас еще не заманивали. На местах они читают лекции, участвуют в дискуссиях, отсматривают портфолио-ревю местных художников, для которых, в свою очередь, это отличная возможность заявить о себе, услышать профессиональное мнение и установить контакты.
Судя по исследованию в регионах, опубликованному на сайте проекта, культурная активность во многих из них еле теплится. Впрочем, и остановки «культурного» поезда в избранных городах, как правило, однодневные, а на собеседования с художниками отведено по два-три часа. Зато у организаторов далеко идущие планы: в следующем году превью проекта покажут на Венецианской биеннале, а выставку Nemoskva (ее состав определится позже) — в Брюсселе, еще через год — в Москве, потом проект проедется по регионам России, дальше его планируют, как заявлено в буклете, развивать в странах СНГ и БРИКС. Большой вопрос, не устареют ли к тому времени собранный четыре года назад материал и вообще актуальность этого начинания. А пока симпозиум сопровождает скромных размеров экспозиция с нескромным названием «Большая страна — большие идеи» (куратор — Александр Буренков), и всякий раз ей приходится нестись впереди поезда с кураторами, чтобы успеть к их прибытию расположиться на месте.
Это нереализованные проекты художников, представленные в виде эскизов, макетов, описаний. Всего их пятнадцать, что, конечно, до обидного мало для «большой страны». Зато они честно обращены к местной проблематике, которая, вероятно, изумит заезжих гостей. В них не декларируется ничего ныне модного в художественных кругах, и к понятиям с приставкой «пост-» там не апеллируют, в основном это довольно трогательные работы, в которых художники предстают деятельными, ответственными подвижниками.
Так, нижегородец Владимир Чернышев с 2013 года работает над проектом «Заброшенная деревня». Он начинал с того, что наносил черной краской на полуразрушенные деревенские постройки различные фигуры, снимал это на фото и видео. В планах художника — создание на пленэре всякого рода инсталляций с использованием гудрона и мешковины, а потом — и студийных работ с найденными в деревнях артефактами. Саратовец Андрей Сяйлев работает над проектом «Двор как художественная ситуация», который предполагает участие жильцов домов, образующих дворы. Их хаотическое живое устройство будет переосмыслено, так возникнут «ситуации» — скажем, стена из старых почтовых ящиков или галереи в виде сараев, в каждом из которых вещи будут разобраны и систематизированы.
Уроженец Владивостока Кирилл Крючков занимается стрит-артом и организует рейвы, с последними связан его нереализованный проект «Расщепление лишнего с помощью звука». На лесных полянах окрестных островов будут установлены саунд-системы, но от танцев он предлагает гостям отвлечься с пользой: заняться сбором мусора. Художник уверен, что это повысит культурный уровень любителей техно. Павел Отдельнов (родился в Дзержинске, живет и работает в Москве) в проекте «Психозойская эра» исследует резервуары, заполненные жидкими отходами промышленного производства, ставшие не только частью ландшафта, но и экологической проблемой, о масштабах которой в России свидетельствуют снимки со спутников Google. Художник планирует показать эти резервуары в виде живописных объектов, вырезанных из древесных плит, сопроводить документами и рассказами очевидцев.
Нижегородская группа «Провмыза» (Галина Мызникова и Сергей Проворов), в свое время представлявшая Россию на Венецианской биеннале, планирует создать видео «Мука изображения». А для этого снять на мукомольном заводе чернокожих рабочих, которые в ходе перформанса под оперные арии покроются сначала мукой, потом — молоком, затем сквозняк развеет муку с их тел, а остатки смоются водой. Художники настаивают на том, что все это — исследование свойств цвета, фактур, метафора превращений. Но попробуй убеди в этом хоть одного западного куратора.
Впрочем, три недели путешествия по Транссибу (во Владивосток поезд прибудет 6 сентября) — опыт весьма экстремальный и, возможно, даже способный перевернуть сознание. А для «немосквы» и остального мира — еще и шанс получше узнать и понять друг друга