Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

История цирковой лошади

1

Военный плац. Идут ученья!!! Бой барабанов, грохот орудий. Четко маршируют новобранцы. Маршируя, перестраиваются. Точно исполняют команды офицера.

Расчет по двое, по трое, по четыре. Канонир стреляет из пушки, все разбегаются. И вновь построение, перебежки. Короткие и длинные. Сложнейшие маневры! Просто?!.. Да не совсем….

И рекруты-новобранцы, и офицеры, и стрелки-гренадеры, и канонир: лошади знаменитой конюшни Петербургского цирка Чинизелли, все это происходило на манеже.

И это не самое большое чудо, на которое способны эти удивительные создания. Существа благородные и прекрасные, чуткие и преданные, обладающие гордостью и искренностью! Более совершенного, на мой взгляд, творенья, не смогла выдумать матушка-природа в животном мире.

Сивка-Бурка и крылатый Пегас, богатырский конь Илья Муромца и мифический кентавр. Лукавый Конек-Горбунок и мудрый Буцефал-какая сказочная, божественная стать!!!

2

Цирк обязан лошади всем!

Само округлое здание с манежем трансформировалось от древнеримских конных ристалищ до амфитеатров Филиппа Астлея, — родоначальника конно-цирковых представлений. От петербургского императорского театра-цирка, где представления сами собой являлись гимном наездничеству и безгранич-ным возможностям лошади. До современных цирков,- «летающих тарелок», приземлившихся во многих городах бывшего СССР.

Она сражалась и воевала. Прославляла и увековечивала. Цирковые конники прямо с манежа уходили на защиту Отечества во 11-ую мировую войну.

Кавказские наездники покорили весь мир искрометной джигитовкой, патриархом и родоначальником которой в цирке был мой дед Али-Бек. Недаром теоретик Российского цирка Е. М. Кузнецов назвал этот жанр единственным, обогатившим мировую сокровищницу конного циркового искусства. На Всемирном фестивале цирка в Монте-Карло в 1984 г. джигиты Нугзаровы стали обладателями «Золотого клоуна».

Мы не будем вдаваться в историю, а попытаемся проследить и отметить наиболее яркие и интересные стороны дарования горячо любимых мною друзей, товарищей по работе, помощников и истинных артистов, какими являются наши четвероногие партнеры.

3

Цокот копыт, трепет ноздри, сапфировый блеск чудного взора. Изящество и грация истинно балетные.

Посмотрите «высшую школу» верховой езды в цирке, соревнования по выездке. Это, действительно, балетный класс, высшее хореографическое образование. Аристократизм и утонченность. Пластика и очарование.

Лучшие цирковые наездники и берейторы обучали верховой езде «высший свет». Ф.Астлей и Д.Филлис, А.Франкони и В.Труцци устраивали грандиозные представления, конно-балетные пантомимы, демонстрируя свое мастерство.

А какие наездницы!!!

Подобные сильфидам, эфемерные создания!!! Они порхали. Преодолевали ленточные барьеры и «тоннели», стоя на крупах лошадей и составляя с ними

некое мифическое существо.

И сколько аристократов, писателей, поэтов свели с ума стройные фигурки цирковых наездниц и их ювелирное мастерство владения скакунами.

Ольга Сур и Полина Кюзан, Бланш Алларти и Тереза Ренц. Они были и законодательницами танцевальной моды. Гротеск — наездницы после окончания заездов исполняли в манеже самый модный танец сезона.

Ими восторгались. Их копировали, им поклонялись. Но не меньшего преклонения заслуживали артистические способности и пластика их партнеров — грациозных скакунов.

4

Рассказывал Али-Бек Кантемиров.

Пантомима «Наполеон в Египте».1913—1914 гг.,Ковно. Режисер-В.Труцци. После сцены конного боя французские солдаты уносили тело погибшего офицера. Процессию замыкал его раненый конь, который провожал в последний путь своего хозяина. Тяжело припадал на раненую ногу, хромая, сопровождал покрытое флагом тело.

Опущены штандарты. Салют!!! Скорбно поникли головы военных… Тишина…

В траурном реверансе застывал белоснежный конь, а потом замертво падал у ног хозяина. Цирк плакал, такова была сила этой мимической сцены.

Преданность этого животного не знает границ…

5

Невыдуманная история. Кабарда. Зимнее пастбище в горах. Замерзает старый пастух. Его долго искали. Табун разбежался. Только верный «Гранит» кружил вокруг умирающего хозяина. Конь исхудал и был изранен. Седло болталось под животом… Следы борьбы на снегу. Их много. Волчья стая пыталась наброситься на лежащего человека. «Гранит» не подпускал. Рядом на снегу — труп волка с пробитым черепом. Разрытый копытом наст, остатки прошлогодней травы… Он питался здесь, он защищал, оберегал своего хозяина сорок дней, не зная, что тот давно мертв.

6

Детская пантомима-сказка«Сивка-Бурка», выручай! (автор Х. А. Кантемиров) В главной роли -наш красавец, орловский рысак «Лакмус»

(сценический псевдоним «Казбек») Во всем статном облике явно прослежи-вается знаменитая орловская линия Ловчего-Отбоя. Дети ласково звали его Кузей.

Весь внимание! Огромные глаза, обрамленные густой бахромой потрясающих ресниц. Округлые формы, «серые яблоки». Шея и хвост в горделивом изгибе. Обаяния неотразимого. Роль свою этот четвероногий артист исполнял с блеском.

Когда вывозил Деда Мороза, был торжественен и величественен и полон горделивого достоинства. В сцене освобождения плененной Снегурочки играл дикого жеребца. Бросался на разбойников, гонял их по манежу, скаля свою ласковую физиономию в «злобной» гримасе. Брыкался, взвивался на дыбы и не давался себя обуздать «нечистой силе». А потом, нежно поцеловав спасенную Снегурочку, отвозил ее на праздник в цирк!!!

…Можно рассказывать тысячи историй о легендарном «Буяне», исполнителе главной конской роли в первом советском вестерне «Смелые люди».

Цирковые лошади в кино!!!

…Но это отдельная история.

7

А разнообразие пород, которые еще можно увидеть на манеже цирка!!!

Кабардинская — идеальна в джигитовке. Резвая и неприхотливая. Крепкая, выносливая и темпераментная… Кстати, такими же качествами должны обладать в этом жанре и наездники.

Ахалтекинцам с их статью и «утонченностью» наилучшее применение нашел Нар. арт. России А.Соколов в номере «Дрессура лошадей на свободе». Где эти горделивые красавцы с мастями удивительных оттенков: от искрящегося золотого, до буро-шоколадного; соловые, буланые, игреневые, караковые маневрировали и перестраивались с идеальной точностью.

Под «высшую школу» хороши тракены, арабы — одна из древнейших пород, живущих бок о бок с человеком тысячи лет. Недаром одна из арабских мудростей в дословном переводе гласит: «Счастье на земле — у лошади на спине!»

Рысаки легки в движениях, энергичны и покладисты. А серые орловцы, в которых играет арабская кровь, на мой взгляд, идеальны. И стать и ум. И форма и содержание… Недаром эти «вездеходы» прочно завоевывают позиции во многих цирковых жанрах. Это одна из моих любимых пород.

Акробаты на лошадях, жонглеры, жокеи предпочитают мощные, крупастые породы. Известны во всем мире ардены, першероны, клейдес — дали. Русские и владимирские тяжеловозы. Лошади сказочных богатырских габаритов.

А лукавые игривые поньки!!! Своенравные капризные зебры! Крепенькие башкирцы!!! Такого многообразия не увидеть нигде, кроме цирка.

А как живется скакунам сейчас???

…Трудно нынче лошади в цирке. Исчезают уникальные конные жанры, благодаря которым и возник цирк, уходят из жизни мастера. Пропадают фанатики, готовые денно и нощно ухаживать за любимым животным за почти символическую плату, переезжать с ними в «теплушках» и товарняках, необорудованных скотовозах и трейлерах. А лошадь требует огромного внимания и ухода. Трудно с кормами и содержанием, дорого перевозить.

Но я твердо уверена, что еще далеко не все свои творческие возможности явило миру это потрясающее животное. Еще не все стороны своего могучего таланта продемонстрировало зрителю. Я убеждена, что наступает время стремительного всплеска зрительского внимания и интереса к поразительному созданию, прожившему рядом с нами тысячи лет! И так хочется сказать всему человечеству: «Люди, берегите лошадь!»

Засл. арт. России, РСО-Алания, Лауреат Всесоюзного смотра циркового искусства, член мексиканской ассоциации наездников «Чаррос» Каджана

Опубликовано в журнале Кантемирова «Коневодство и конный спорт»№ 1 1999 г.

1755


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95