Во всякой национальной культуре существует та или иная общая линия, соединяющая все виды внутри одной. Таким образом, есть и русская художественная традиция, связывающая классическую литературу и русский рэп. Удивлены? Попробую аргументировать.
Многие отечественные рэперы делают всяческие «каверы» стихотворений великих авторов и аллюзии на всем известные произведения.
Можно вспомнить труд известного ростовского рэп-исполнителя Влади «Слово о полку Игореве», в котором он в форме рэпа исполнил известное сказание.
Некоторые рэперы читают в стиле рэп известные стихи всеми любимых поэтов. К примеру, Кот Балу под весьма приятную мелодию зачитал стихотворение Бродского «Письма к стене».
А теперь про связывающие разные культуры сквозные темы.
Российские рэп-исполнители привыкли к глубокой рефлексии в своих тестах. Пользуясь всевозможными стилистическими фигурами и тропами, рэперы анализируют своего лирического героя — то есть, себя.
Потребность выразить себя толпе выражается схожим образом, как и у наших поэтов.
К примеру, всем известного рэпера Oxxxymiron’а можно сравнить с Лермонтовым.
Так же, как и великий поэт, ранний Мирон в своих треках — индивидуалист, настаивающий на своей уникальности, из-за которой его не принимает общество.
Это можно услышать в песне «Не от мира сего»:
...Ты – такой, и не примет стая, мы Питеры Пэны
Из пены дней мы растём, но не вырастаем...
Я почему-то вижу здесь аналогию со стихотворением Лермонтова «Тучки».
Возможно, всему виной схожесть воздушных мотивов, говорящих об одиночестве лирического героя.
Напомню, что Михаил Юрьевич, говоря о тучках, выражал своё одиночество:
Нет у вас Родины, нет вам изгнания...
В этой же песне рэпер говорит следующие фразы:
Кругом поражения, провалы
Проклятые поэты, блаженные графоманы
Идея несправедливости общества по отношению к по-настоящему достойным весьма широко выражена в русской классике, стоит лишь вспомнить «Горе от ума».
Также нужно сказать о сочувствии и сопереживании русских рэперов людям из бедных слоёв, что очень совпадает с настроениями поэтов и писателей девятнадцатого века, понимавших тяготы жизни русского человека и желавших поспособствовать отмене крепостничества.
Русским поэтам и писателям всегда была интересна жизнь простого человека, которого они изображали в своих произведениях.
Так же делают и русские рэперы, к примеру, Рэм Дигга в песне «Периметр»:
Где в омуте питоны душат, душат
А слабые тоже хотят кушать, спорят не слушая, строят и рушат,
Роем заблудшим, строем бездушным...
Ясное дело, что отечественным рэп-исполнителям характерно совершенно другое речевое поведение, современное и простонародное. При этом многие из профессиональных рэперов прибегают и к другой манере повествования.
Безусловно, тема бедности в рэпе, в первую очередь, продиктована самим жанром, ведь он создан бедными афроамериканцами из гетто.
Но при этом русские рэперы говорят именно о российской действительности.
Говоря о русских людях, рэперы опираются, в том числе, и на опыт классиков.
Олег Зверев