К сожалению, в России считается нормой следующая ситуация: человек учит иностранный язык сначала в школе, потом в институте, но спустя десять лет так и не может формулировать даже простые предложения и понимать иностранную речь. В чем же причина?
Думаю, в неверном подходе к обучению. В школе мы изучаем грамматику, лексику, но практике уделяем очень мало времени. В итоге информация, которую мы не применяем, забывается, а точнее - быстро разрушаются слабо сформированные нейронные связи. К тому же добавляется негативный опыт: «Если за 8-10 лет я не смог овладеть иностранным языком, значит, не смогу этого сделать никогда, и нет смысла больше пытаться».
Теперь поговорим о том, как же всё-таки выучить язык.
Во-первых, нужно понять, что освоение любого нового дела всегда дается нелегко, потому что начинают образовываться новые нейронные связи. На этом этапе важны систематические занятия, обычная зубрежка. Потому что понимания, скорее всего, поначалу не будет.
Во-вторых, выученную информацию лучше сразу же применять на практике.
В-третьих, попробуйте сперва изучить ту часть грамматики, благодаря которой вы сможете говорить и понимать собеседника. Да, сначала это будут очень простые предложения. Например, если вы учите английский, прежде всего как следует разберите время Simple. Можете начать с Past Simple, так как мы многое можем сказать о том, что делали вчера, неделю назад или год. После того как вы легко сможете говорить в этом времени, изучите следующую тему грамматики и снова практикуйтесь в составлении предложений, пока для вас это не станет легко.
В-четвертых - и это, пожалуй, самое главное - старайтесь думать на английском и проговаривать вслух то или иное свое действие. Например, вы моете руки и говорите: ''I am washing my hands''. Это может казаться ерундой, но самом деле вы даете своему мозгу команду, что вам что-то нужно, только когда делаете это много раз. Тогда мозг решает, что для вас это крайне важно.
Не слушайте тех, кто говорит, что язык – например, английский - выучить нереально, что для этого нужно жить за рубежом. Это может сильно ослабить вашу мотивацию. Потому что поначалу у вас, скорее всего, и так не всё будет получаться хорошо.
Если вы легко переводите тексты, но не понимаете звучащую речь, не можете говорить, то причина кроется в том, что это разные навыки и для их овладения нужно задействовать разные участки мозга. Хотите понимать речь - слушайте её сначала с субтитрами, потом выключайте их и слушайте снова, но уже без перевода. Ваша задача - слышать эти слова и понимать, о чем речь. Так же и с разговором: нет собеседника - говорите сами с собой или найдите в Facebook кого-то интересного, кто хотел бы общаться с вами на этом языке.
Делайте каждый день хотя бы маленькие шаги. Занимайтесь иностранным языком минут 10 в день. И останавливайтесь до того, как он вам надоест. В противном случае будет как с перееданием: даже если съесть много очень вкусной еды, вам будет плохо, и вы долго не захотите на нее смотреть потом, а тем более есть. Лучше всегда останавливаться, когда ещё хочется заниматься: тогда вы заканчиваете занятие на позитивной ноте, и потом вам захочется продолжать.
Всё это касается освоения абсолютно любого навыка, будь то вокал, "СОЛО на клавиатуре", рисование, танцы и т.д. Важно понять, повторюсь в третий раз: при освоении любого дела нужно, чтобы образовались нейронные связи, а для этого необходимо заниматься систематически. Лучше, конечно, делать это постоянно, чтобы выйти на новый уровень владения навыком. Но это уже решать Вам.
Освоение нового всегда сопровождается внутренним подъемом. Особенно это важно для мужчин. Природа мужчин такова, что они оценивают себя по своим достижениям. Новые достижения должны быть каждый год. Тогда, оглянувшись на предыдущий год, можно сказать: да, год прошел плодотворно, но в этом году я хочу освоить ещё это, это и это....
И знайте: сколько бы Вам не было лет, никогда не поздно начать заниматься тем, о чем вы мечтали в детстве.
Слушайте себя, понимайте, чего Вы хотите и делайте то, что Вам нравится!
Я желаю Вам удачи в освоении нового!
Андрей Александрович Серебренников