Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как меня увольняли из школы

Дневник учителя
Инна Кабыш

Инна Кабыш, известный поэт, лауреат премии «ЛГ» имени Дельвига, словесница, преподающая в московской школе № 1274, ведёт на страницах «ЛГ» рубрику «Дневник учителя», рассказывая о своём уникальном опыте. Её статьи вызывают неизменный интерес и ответную читательскую почту. И вот под этой же рубрикой мы сегодня вынуждены публиковать историю её странного, невероятного на фоне постоянной нехватки учительских кадров в Москве конфликта с новым руководством школы.

Я раньше думала, что смерть дорогого человека — самое большое горе, когда, по слову Цветаевой, «слёзы больше глаз». Можно ли сделать эти слёзы ещё больше?

Оказывается, можно.

Я поняла это на следующий же день после смерти своего старшего товарища, директора школы, где работаю: он умер 29 августа, а уже 30-го, на августовском педсовете, мне предложили уступить три из четырёх классов, в которых я вела литературу, другому преподавателю. Признаюсь, я была так убита горем, что отдала детей, которые на школьном языке называются «нагрузкой», почти без борьбы и осталась с единственным классом, чьим руководителем являюсь.

Между тем начался учебный год, а вместе с ним — ожидание нового директора.

Школа у нас непростая — с литературным музеем, богатыми традициями — так что найти нового руководителя было, очевидно, не так-то просто. Впрочем, как человек, работающий не за страх, а за совесть, я не боялась прихода нового начальника: конечно, он никогда не заменит старого, шестидесятника, поэта, думала я, потому что незаменимые люди на свете есть, тем более никто не заменит друга, но, как говорит народ, как-то оно будет.

Но получилось не «как-то», а никак.

Началось с того, что новый сорокатрёхлетний директор на своей инаугурации пообещал поговорить наедине с каждым учителем. Я работала и спокойно ждала. Но через 2 месяца не выдержала и сама пришла в директорский кабинет.

«Неужели я так хорошо работаю, что вы меня не вызываете?» — пошутила  я.

«Я как раз собирался, — ответил мой новый начальник. — Меня удивляет, как при такой маленькой нагрузке вы можете быть классным руководителем!..»

Что мне было отвечать?

Что администратор, отнявший у меня нагрузку накануне нового учебного года, должен же был понимать, чем это чревато: тем, что я буду видеть своих детей реже?

Но мне не хотелось никого, как говорят дети, «закладывать», и я спросила: что же мне делать?

Ответ ошеломил.

— Оставить классное руководство.

(Оставить? Это после трёх лет, прожитых вместе с детьми, ежедневного, а порой и нощного труда, бед и побед, мыслей, планов, надежд?)

— Но, может, целесообразнее дать мне большую нагрузку? — взяв себя в руки, спросила  я.

Директор скорбно покачал головой:

«Боюсь, что это не поможет: я не вижу вас в качестве классного руководителя…»

Разрыдалась я уже за дверью. Секретарь бросилась капать корвалол, а на следующий день «скорая» увезла меня в больницу.

Но что Бог ни делает, всё к лучшему.

За время, проведённое на больничной койке (хотя многие друзья уговаривали меня поберечь своё здоровье, плюнуть, как они выражались, на эту школу вместе с директором: «Неужели ты, известный поэт, не найдёшь себе другого места — да это просто смешно!»), я физически почувствовала отсутствие детей в своей жизни — эта пустота болела, как рана — и решила сделать всё возможное, чтобы остаться с ними.

Вернувшись из больницы (к детям, которые на радостях готовы были делать всё: читать, писать, вытирать пыль), я снова пошла к директору.

«Авось, — думала я, — рассосалось…»

Но не тут-то было!

Директор твёрдо стоял на своём и теперь (видно, хорошо подготовившись) привёл целый «поток доказательств» того, что я не способна быть руководителем класса: «У вас в журнале не заполнена сводная ведомость посещаемости, в некоторых дневниках нет подписи, вы бываете не на всех педсоветах…» Я не верила своим ушам: неужели он это серьёзно!

«Но, по-моему, всё это мелочи, — возразила я, — главное, сколько русских городов мы объездили с детьми, сколько хороших книг прочитали, сколько у нас было…»

Но директор не дал мне договорить:

«Вам нравится заниматься только высоким и прекрасным, — заявил он, — а работа воспитателя на 90% состоит из быта…»

(Неужели у всех директоров нового поколения будут такие приоритеты — «быта» над «высоким и прекрасным» — или это только печальное исключение?) Я ответила, что, не имея на этом свете ни мамы, ни папы и вырастив собственного сына, что называется, «на одних руках», я не понаслышке знаю, что такое быт, но на основании того, что у ребёнка, предположим, в дневнике нет подписи родителей или дырка в носке, мать не лишают родительских прав: нужны, мягко говоря, более веские основания.

И тут мой начальник, словно обрадовавшись, изрёк: «У вас в классе нездоровая атмосфера, её нужно менять коренным образом…»

В этом месте я позволю себе маленькое лирическое отступление, тем более уместное, так как речь пойдёт о сопредельной с педагогикой сфере — медицине. Не так давно пришла я на приём к стоматологу: у меня ныл зуб.

Внимательно осмотрев мой рот, врач с трагическим выражением лица сказал, что я практически стою на краю гибели: и то у меня плохо, и это ужасно, короче говоря, «нездоровая атмосфера», которую нужно менять в буквальном смысле коренным образом…

Расстроенная, я вернулась домой и поведала о своей проблеме мужу. И он тут же разрулил ситуацию: посоветовал мне обратиться к его знакомому врачу, «кристальной души человеку», и во всяком случае, не унывать раньше времени.

Какова же была моя радость, когда новый врач сказал, что у меня всё в пределах нормы: разве что кое-что немножко подправить.

«А почему же другой доктор решил, что всё так ужасно?» — изумилась  я. — «Да просто он денег хотел», — популярно объяснил мне «кристальный человек».

Вспомнив эту историю, я подумала, что, может, и мой начальник тоже руководствуется не педагогической (как врач медицинской) целесообразностью, а просто хочет, как сказала, правда по другому поводу, Ахматова, чего-то «очень личного»?

Кстати, об Ахматовой.

Когда 25 (из 28) родителей моего класса пришли к директору с письмом, где настоятельно просили оставить детям их классного руководителя, директор их не принял, письмо взял через секретаря, а мне на следующий день заявил, что это я «организовала вставание» (как будто современных родителей можно «организовать»!).

Но «ларчики», как известно, открываются «просто». Ещё через несколько дней к завучу пришла некая дама устраиваться на моё место (словно я умерла!)

Но мои коллеги, уже успевшие почувствовать себя «униженными и оскорблёнными» при новой власти, умоляли меня не бросать борьбу и, если можно, написать об этом: вы же писатель…

И мне вспомнилось опять-таки ахматовское (пусть не подумает читатель, что я примазываюсь к великому имени или ставлю знак равенства между двумя ситуациями, но борьба между добром и злом — категория вечная, просто разыгрывается в разных декорациях): в очереди, чтобы передать посылку в тюрьму, кто-то узнал Анну Андреевну, и одна женщина спросила её на ухо («там, — замечает Ахматова, — все говорили шёпотом»):

— А это вы можете описать?

И я, — пишет Ахматова, — сказала:

— Могу.

Инна Кабыш

«ЛГ» надеется, что руководитель столичного департамента образования Любовь Петровна Кезина, всегда защищающая учителей, ищущих нестандартные формы воспитания и обучения, разберётся в создавшейся более чем странной, на наш взгляд, ситуации.

956


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95