В новом выпуске документального проекта Алексея Пивоварова «Редакция» решила проверить, так ли из-за пандемии бедствуют артисты, как об этом сигнализировал Иосиф Пригожин, и что стоит за призывом Валерия Меладзе бойкотировать новогодние телешоу. Иронично, что ведущий Пивоваров эту серию готовил из дома: он тоже заболел коронавирусом и находился на изоляции. Многие герои давали интервью по видеосвязи; впрочем, к некоторым съездили корреспонденты «Редакции» и пообщались с ними по старинке - очно. К слову, этот выпуск очень доходчиво объясняет, зачем в эпоху соцсетей нужна «традиционная» журналистика: в интернете и без модераторов дискуссия Пригожина и Шнурова быстро сводится к набору взаимных оскорблений, а для фильма с каждым спокойно побеседовали корреспонденты - на выходе представив обе точки зрения, причём довольно взвешенные и без излишней эмоциональной окраски.
Валерий Меладзе в день отменённого юбилейного концерта, который должен был пройти в «Крокусе», чистит дома картошку (см. фото) и рассуждает о том, что дело вовсе не в «огоньках». Своим заявлением он пытался привлечь внимание к странной логике запретов: почему аншлаговые концерты давать нельзя, а ездить в переполненном метро - можно? Вирусу не всё ли равно, где атаковать организмы? Ещё одним образцом здравомыслия выступает в фильме Лолита Милявская, которая честно объясняет, что новогодние телешоу - всего лишь фон для праздничного застолья, и не нужно к ним так уж серьёзно относиться. По мнению певицы, участвовать в них надо хотя бы затем, чтобы попытаться поднять гражданам настроение. Если кому-то из зрителей будет приятно сказать в телевизор «вот дураки - кривляются и поют одно и то же», то миссия «огонька» будет выполнена.
Другие разумные люди - например, Дмитрий Маликов и Андрей Фомин - почти на пальцах объясняют, что страдают не только звёзды, но и более полумиллиона работников этой индустрии, вынужденно оставшиеся без работы. Впрочем, помощи от государства не ждёт уже никто, поэтому часть фильма посвящена тому, как шоу-бизнес пытается выкрутиться. Артисты и организаторы вечеринок рассказывают, что мероприятия могут перейти в частный сегмент: в особняках на Рублёвке у многих есть не только бассейны, но и ночные клубы с концертными залами. Кроме того, площадки, формально не подпадающие под запрет работать ночью, готовы устраивать «ивенты». И хотя Дмитрий Маликов говорит, что во дворцах друзей он выступает бесплатно, а event-промоутер рассказывает, что не соглашается на сомнительные с точки зрения соблюдения ограничений предложения, зритель может догадаться: столь щепетильными явно будут не все. Замечательный пример того, как народ подстраивается под новые условия, привёл ведущий свадеб: гости теперь стараются напиться до 23.00, что порой приводит к непредсказуемым последствиям.
Пока «старые» артисты вспоминают глаза зрителей и ностальгируют по концертам, новые звёзды зарабатывают на стриминге. Алексей Пивоваров только слегка прикасается к этой неисследованной теме, но и приведённых цифр достаточно, чтобы сделать вывод: после пандемии на сцену вернутся не все.
Алексей Мажаев