Для нас, выпускников 60-х или 70-х годов прошлого века, основным параметром выбора была идея всеобщей пользы, востребованности для общества или экономики, плюс, конечно, собственные склонности и способности. Но все-таки: «Раньше думай о Родине, а потом — о себе». Я учился в сельской школе на Украине, и выпуск 1961 года, перед моим, в полном составе остался в колхозе: был такой призыв комсомольский, чтобы помочь родному колхозу поднять производительность труда и выйти в передовики. Девочки пошли на ферму, а мальчики — на «разные работы», потому что ни трактора, ни грузовичка им никто не доверил.
Но дело даже не в колхозах, мы слишком узко представляли себе ближайшее будущее — исключительно как подходящую профессию или специальность.
Не буду вдаваться в подробности, но при современном распределении труда выбор строго определенной специальности для выпускника школы может сыграть злую шутку — не усилить, а, наоборот, ослабить возможность самореализации.
Никто не знает сегодня, в какой специальности человек найдет себя через 5—7 лет, потому что вполне может так случиться — этой специальности еще и не существует!
Искать нужно виды деятельности, в которой ребенок себя максимально проявляет, в которой он успешен: творчество, техника, общение, всякая социальная активность и прочее. Тут специалисты подскажут и помогут.
Если не начать с 3—4-летнего возраста, то можно уже никогда не найти. Собственно, задача детского сада в том и состоит, чтобы ребенок, играя, попробовал себя в разных-разных видах деятельности. И надо заметить, увидеть, что же у него получается лучше всего, что доставляет максимум удовольствия? Пока нет отметок, пока не надо сдавать контрольные.
Если ребенок идет в школу, а вы еще не знаете, что у него получается лучше всего, в чем он успешен, — вы наполовину проиграли это сражение за будущую успешность.
Потому что никакой отдельно взятой будущей успешности нет.
Либо ребенок живет успешной жизнью и потом переносит этот опыт успешности во взрослость, либо он мучительно пробивается к своему предназначению, случайно, путем стихийной пробы и тяжелых ошибок находит свое дело… в редком случае.
А если нет — закомплексованные, вымещающие свою нереализованность специалисты нас учат, лечат, возят, судят, строят для нас дома и собирают автомобили, ремонтируют квартиры, и все это — вместо кого-то, кому это бы все доставляло радость и удовольствие.
Эту колонку меня заставили написать молодые родители, которые присылают мне вопросы и просят помочь выбрать школу или детский сад, вуз или колледж.
Поэтому я позволю себе кратко и обще ответить им и другим, кто думает о будущей учебе своих детей.
Моя система координат такая.
Хороший детский сад — если в нем не муштруют детей для школы. Ищите сад, в котором понимают, что в игровой деятельности ребенок и развивается, и научается.
Игра в дошколке полезнее уроков.
Особенно ищите полилингвальные сады. Но не те, в которых «уроки английского», а те — в которых языковые среды естественным образом вписаны в жизнь детей.
Хорошая школа — та, в которой нет специального отбора. Знаю, что многие со мной не согласятся, но это моя система координат. По-моему, школа, в которую детей отбирают, по любому признаку, не может быть хорошей, она не помогает по своей природе успешно социализироваться ребенку в любой среде. Здесь мы не говорим о поддержке одаренности — это отдельный случай.
В начальной школе важно, чтобы учительница не эксплуатировала детское стремление к учебе у семилеток, а давала больше «учебного воздуха», свободы, произвольности. Например, учила детей самим оценивать свои работы, а не только зацикливала оценочность на себе.
Самое сложное — найти хорошую основную школу для подростков. Здесь ищите школы, в которых есть возможность подростку попробовать себя в максимальных полупрофессиональных видах деятельности. Или где на уроках ребятам дают как можно больше проявлять себя.
Ищите тьюторов — это специалисты, которые помогают ребенку найти себя, найти то направление, очень широкое (не специальность), в котором ребенок максимально самореализуется.
Про старшую школу много говорить не нужно: здесь все традиционно и по старинке. Как говорил еще мой репетитор: «Перерешай Сканави два раза туда и обратно и поступай на любой физфак». Кто знает, тот поймет.
Здесь основная стратегия в конце учебы.
Мой совет: сдавайте все ЕГЭ по выбору. Ну хорошо, если не все, то максимально много. Основные трагедии этого года, как правило, в том, что ребенок сдал не тот экзамен по выбору или завалил, а другого не запланировал. Если ребенок учился нормально, сдать ЕГЭ не так сложно. Даже забавно. Но нужно, чтобы на самом выходе было избыточное число вариантов, куда можно сдать документы.
Вообще, основные слова для размышлений о школе: «выбор», «самоопределение», «самореализация».
Слова, полезные не только для детей…