Кажется, что я всегда стучал по клавишам клавиатуры. Последнее время задумываюсь, что от руки писал реже, чем печатал. Сначала парой пальцев, медленно и неуверенно. Потом как-то сам собой получился слепой метод печати, но не десятипальцевый, а какой-то сколько-получится-пальцевый. И вот, получается несколько лет, каждый день, минимум пару часов в день — набираю тексты. Улучшился ли навык за последнее время? Стало ли меньше опечаток? Набираю ли текст быстрее? Я — нет. У вас, подозреваю, та же история. Так почему же при такой завидной регулярности и довольно ощутимой нагрузке нет никакого прогресса?
Все дело в том, что важно не то, как часто и долго мы практикуемся.
Важно как именно мы практикуемся.
В 1967 психологи Пол Фиттс и Майкл Познер, изучающие когнитивные процессы, опубликовали работу, в которой разделили получение нового навыка на 3 фазы: когнитивную, ассоциативную и автономную. Мы все проходим каждую из этих фаз каждый раз, когда обучаемся новому навыку.
1. Когнитивная фаза
Сначала мы присматриваемся к задаче, осмысливаем ее, подбираем пути решения, работаем внимательно, допускаем ошибки и учимся на них, постепенно приближаясь к эффективному варианту.
2. Ассоциативная фаза
Во время следующего подхода к задаче или в момент, когда мы сталкиваемся с похожей, мы уже узнаем какие-то ее части, можем не так сильно концентрироваться на выполнении, ошибок становится меньше.
3. Автоматическая фаза
И в какой-то момент задача становится совсем знакомой, мы достигаем такого уровня понимания, который можно назвать «необходимым и достаточным». Ошибки могут иногда появляться, но в целом мы уверено справляемся и можем браться за это дело практически «на автомате».
Момент этого перехода даже заметен на МРТ: части мозга, отвечающие за сознательную деятельность, отключаются и передают управление в другие области. Этот момент можно назвать «точкой окей» — тут мы решаем, что все ок, навык в какой-то степени получен, и… перестаем развиваться в этом направлении.
Эта самая «точка окей» ждет нас на пути освоения любого навыка. Независимо от того, разбираетесь ли вы с какой-нибудь университетской дисциплиной, занимаетесь спортом или учитесь водить автомобиль.
Следующий шаг после этой точки — «плато Окей». Именно здесь мы зависаем и навык больше практически не развивается.
Если нам достаточно достигнутого уровня — это даже хорошо. Мозг таким образом освобождает ресурсы для работы над новыми задачками, эволюция позаботилась о том, чтобы он лишний раз не напрягался. Но если мы хотим добиться лучших результатов – что делать?
Трюк в том, чтобы как можно дольше и осознанней оставаться в первой, когнитивной фазе. Психолог Андерс Эрикссон, которого прозвали «экспертом по экспертам» за его исследования о том, как профессионалы добиваются выдающихся результатов, предложил для этой методики название «осмысленная практика». Наиболее успешные специалисты независимо от сферы деятельности, вырабатывали стратегию, которая позволяла им избегать автоматической фазы. Как этого добиться? Использовать принципы осмысленной практики, обнаруженные Эрикссоном и его командой.
4 принципа осмысленной практики
1. Осознанно выходите из зоны комфорта и обращайте внимание на ошибки
Вернемся к примеру с набором текста. Попробуйте в течении нескольких дней печатать на 10-15% быстрее, чем вы это обычно делаете (помогут тренажеры слепого метода печати). Вероятнее всего вы обнаружите, что либо делаете больше опечаток, либо «спотыкаетесь» на словах. Вместе с этими наблюдениями вернется осознанность и вскоре обнаружится, что новая скорость тоже стала привычной, а ошибок стало снова меньше.
Лучшие фигуристы проводят большую часть тренировок, оттачивая прыжки, которые им не удаются. Музыканты-виртуозы регулярно берутся за самые сложные для них партитуры. Их менее амбициозные коллеги репетируют то, что им и так уже удается.
2. Поставьте себя на место более опытных специалистов
Успех шахматистов зависит прежде всего от времени, которое они провели наедине с записями партий гроссмейстеров и их анализом, а не от партий с другими шахматистами. Попробуйте взглянуть на мир глазами человека более сведущего в том виде деятельности, который вы пытаетесь освоить. И попробуйте понять, как бы этот человек справлялся с вашей задачей. Наблюдайте за работой мастеров, если есть возможность. Анализируйте результаты их работы, пробуйте так же. Многие сильные игроки в шахматы признавались, что в начале своего пути, когда они анализировали партии лучших игроков, они не понимали, почему сделан тот или иной ход, но со временем это понимание приходило.
3. Обратная связь очень важна
Постарайтесь сделать так, чтобы в процессе обучения у вас была обратная связь. И важно, чтобы она прилетала быстро.
Эрикссон обнаружил, что уровень профессионализма у врачей зависит от специализации. Маммологи, например, узнают, правильно ли они поставили диагноз, недели или даже месяцы спустя. К этому времени они уже забывают о деталях случая и не могут провести работу над ошибками. У хирургов же прямо противоположная ситуация — результат ясен почти сразу. Из-за этого хирурги со временем улучшают свои навыки, а маммологи – наоборот.
4. Практикуйте научный подход
Придумывайте теории, проверяйте гипотезы, ведите записи и анализируйте их.
Хорошим подспорьем может стать таблица со списком составляющих навыка и результатами, которую вы будете обновлять каждый день. Например: количество новых слов, выученных за день; количество решенных шахматных или математических задач и т.п.
Если таблицы не нравятся — можно попробовать вести «путевой журнал» и записывать достигнутые за день цели в виде дневниковых записей. Главный момент здесь — регулярность этих записей, это добавит осознанности и позволит понять, есть ли прогресс.