Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Ким Бритов: цвет как язык самовыражения (Часть 1)

Размышления о жизни и творческом наследии художника, стоявшего у истоков владимирской школы живописи

Картины Кима Николаевича Бритова выставляют во многих музеях России и мира, но для широкой аудитории его имя остаётся неизвестным. Самобытный пейзажист, мастер оригинальных цветовых решений, – Бритов сумел явить через незатейливые сюжеты провинциальной повседневности образы исконно русской культуры, основанные на многовековых традициях.

За более чем 60 лет творческой деятельности Ким Бритов написал свыше трёх тысяч произведений. Притом, по свидетельствам близких художника, даже в последние месяцы жизни он неустанно трудился: готовился к большой выставке, посвящённой собственному 85-летнему юбилею. Увы, но присутствовать на ней Бритову было не суждено – по горькой иронии судьбы, выставка состоялась спустя неделю после смерти живописца в 2010 году…


Художник Ким Бритов. Начало 1980-х

Пути тернистое начало

Всматриваясь в эти яркие, буквально брызжущие сочными цветами пейзажи, впитывая их внутреннюю энергию, конечно, не задумываешься о том, сколь непростым был путь Кима Николаевича к Признанию. Между тем, в начале этого пути судьба будто нарочно делала всё, чтобы Бритов никогда не стал художником.


Северная сторона. 1966

Родился он в городке Собинка, что во Владимирской области. Край этот издавна славится на всю Россию своими многокилометровыми грибными лесами, утопающими в травах косогорами и рощицами, зеркально чистыми озёрами. Находясь здесь, то и дело ловишь себя на мысли: природа этих мест как нельзя лучше формирует то самое чувство прекрасного и располагает человека к художественному творчеству…

В начале 1930-х годов семья Кима Бритова переезжает в город Ковров, где мальчик начинает брать первые уроки рисования у художника Сергея Чеснокова.

Имя Сергея Михайловича сегодня знакомо, разве что, лишь узкому кругу знатоков отечественной живописи. Выходец из села Холуй, славившегося своими традициями иконописи; истинный служитель искусства, протекцию которому в ранние годы оказывал Константин Юон – Чесноков в 35 лет отдал себя без остатка поиску молодых дарований и преподавательской работе. Именно он сумел заинтересовать маленького Кима живописью и, первым заметив незаурядные способности ребёнка, стал их развивать.


Базарный день. 1968

Спустя годы Бритов напишет:

Уроки изобразительного искусства стали для меня любимыми. Я не пропускал ни одного занятия школьной изостудии, которую вёл Чесноков.

 В 1938 году в жизни юного живописца происходит крутой поворот – его родителей арестовывают. 13-летний Ким с сестрой переезжают во Владимир к старшему брату. Тяжёлый труд токаря, электросварщика и такелажника заставляет юношу забыть о своём призвании на несколько лет. Потом была отправка добровольцем на Великую Отечественную, победный поход по Европе и тяжёлое ранение руки в Германии, которое впоследствии помешает художнику окончить Мстёрскую художественную школу. Но несмотря на все изломы судьбы, Бритов не сдался.


В Суздале. 1968

Становление. Первые успехи

В 1948 году Ким Бритов начинает заниматься живописью в изостудии при Доме народного творчества. Здесь его наставником становится Николай Сычёв – выпускник Санкт-Петербургского университета, внесший неоценимый вклад в искусствоведение и реставрацию памятников культурного наследия Древней Руси. В том же году происходит знакомство Бритова с начинающим художником Владимиром Юкиным, переросшее в крепкую дружбу и сыгравшее значительную роль в творческом становлении обоих.

С конца 1940-х годов произведения Кима Николаевича начинают появляться на областных выставках. Но это ещё не те удивительные декоративные пейзажи, которые впоследствии прославятся на весь мир. Колорит ранних работ Бритова преимущественно холодный (встречаются и рисунки, выполненные простым карандашом), по стилистике они тяготеют скорее к реализму. В картинах просматривается влияние творческого наследия художников-передвижников, особенно Левитана и Саврасова. Отметим, что кроме пейзажей в те годы Бритов работал также в жанрах натюрморта и портрета.


Ростов Великий. 1969

Однако, к середине 1950-х Ким Бритов окончательно сформировался как пейзажист. В немалой степени этому поспособствовали и глубокое погружение в творчество мастеров русского пейзажа, и совместные «выезды на натуру» с Юкиным. Прошедшие дорогами войны, они смогли по-новому взглянуть на мир с его сокровищами, - как природными, так и созданными трудом предков.

 

Выход на всесоюзный уровень

1960 год. В Москве открылась Первая республиканская художественная выставка «Советская Россия», ставшая значительным событием в отечественном изобразительном искусстве времён «оттепели». Сотни графиков, скульпторов и живописцев получили возможность во весь голос заявить о себе и своём творчестве. Среди более чем 2400 работ, на выставке были представлены произведения пейзажистов Кима Бритова, Валерия Кокурина и Владимира Юкина. Именно им было суждено стать основоположниками нового художественного направления – владимирской школы живописи.


Зима на Урале. 1972

С высоты сегодняшнего дня непосвящённому человеку сложно увидеть нечто революционное в картинах владимирских мастеров. Деревеньки, приютившие на своих просторах ряды домиков в три – четыре окна, извилистые речушки, сцены из размеренной жизни провинциальных городишек… Казалось бы, что уж тут особенного? Но после выставки «Советская Россия» знатоки и ценители искусства заговорили о владимирском пейзаже как о неслыханном явлении.  

Впрочем, если окунуться глубже в историю, всё встанет на свои места. Да, к концу пятидесятых годов громоздкий и консервативный «большой стиль», царивший в сталинскую эпоху, безнадёжно устарел. Однако, социалистический реализм по-прежнему оставался главенствующим направлением в советском искусстве.

Более того, в моду постепенно входил новый стиль, красноречиво названный «суровым». Адепты «сурового стиля» изображали покорителей целины, градостроителей и прочих людей героических профессий в более драматичном ключе, без малейшего намёка на пафосность. Одной из отличительных особенностей таких картин являлась лаконичность сюжета и сдержанность колорита. Очевидно, что мажорные, цветастые пейзажи старинных улочек и бескрайних полей русской глубинки контрастировали с изображениями брутальных работяг и монументальных электростанций.

Павел Новиков

Продолжение следует...

726


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95