Если вы читали увлекательные книги Александра «Балу» Балунова о группе «Король и шут», вы, возможно, обратили внимание на то, как в коллективе шла работа над текстами песен. Особенно подробно это разбирается во второй книге «Бесконечная история», где Балу и Князь вспоминают чуть ли каждый трек в каждом альбоме коллектива. Некоторым читателям этот разбор показался самым скучным местом повествования, интересным только фанатам и самим бывшим участникам. Ну да, если вы никогда не слушали «Короля и шута», то эти фрагменты не сравнятся для вас с описанием гастрольных приключений или наркотических приходов. Но всем мало-мальски интересующимся творческой кухней группы было любопытно оценить масштабы творческой плодовитости Андрея «Князя» Князева, основного поэта группы. Текст каждой песни существовал в десятке вариантов и переписывался столько раз, сколько нужно было до достижения устраивающего результата. Меня в какой-то момент удивило, что Князь не орёт и не лезет в драку, а всякий раз идёт сочинять новый текст. Потом, правда, я понял: для Андрея этот процесс не был ни в коей мере мучительным - напротив, легкость пера и игра фантазии бурлили так, что он, наверно, мог бы писать и по сотне набросков. Помимо текстов для «Короля и шута», он постоянно писал шуточные стихи про друзей и какие-то тексты, которые показались бы эпатирующими даже поклонникам «КиШ». Да и Михаил Горшенёв даже к шуточным песням относился серьёзно и какого-то явного безумия и дуракаваляния в репертуар «Короля и шута» не пропустил бы.
Часть этой князевской «писанины в стол» в 1998 году попала в «Акустический альбом». К огорчению Балунова, это была весьма незначительная доля от общего объёма. «Подводная часть айсберга» оставалась известной только узкому кругу участников групы и их друзей. Не думаю даже, что про эти стишки часто вспоминал сам автор. Но вот Балу, который, переехав в Калифорнию, взял на себя обязанности архивариуса и летописца «Короля и шута», постепенно погрузился в это дело так глубоко, что уговорил Князя восстановить некоторые старые наброски и перезаписать их. Аранжировки сделал Александр Балунов, он же записал вокальную партию в песне про себя (точнее, про «озорную гадюку Балу») «Кто меня не знает, до фига теряет!», а Андрей Князев записал остальной вокал. В первом сингле оказалось три композиции - по словам Балу, если эксперимент понравится публике, то он будет продолжен.
Насчёт всей публики не скажу, но мне показалось, что вне контекста эти песни звучат немного странно. Когда вам двадцать с небольшим, у вас мало денег, но много здоровья, и вы с друзьями бухаете и играете в лучшей группе Санкт-Петербурга, причём о крутости группы никто, кроме вас, не знает - вот тогда да, шутки для своих заходят отлично, причём даже без хитроумных аранжировок, которые через 20 лет сделает набравшийся опыта Балу. Тексты довольно остроумные и местами провокационные - впрочем, какая-то важная часть их смысла для людей со стороны останется загадкой. Поклонники групп «Король и шут» и «КняZz», вероятно, будут не против появления ещё одного проекта, сделанного в подобной привычной манере (знакомые голоса, интонации, поэтические приёмы), пусть даже вступление к «Зайцу» испытало неожиданное влияние диско-музыки. «Детские песни для взрослых» - это фактически мини-сборник ауттейков, а они обычно интересуют в первую очередь любопытствующих коллекционеров, глубоко погружённых в предмет.
Алексей Мажаев, InterMedia