На урок можно смотреть с разных точек зрения. В том числе оценивать, какие возможности мы создали для развития тех или иных детских способностей и в какой мере. Развивающую задачу учителя, конечно, всегда записывали в конспекты уроков: это было обязательной формальностью. Но с введением стандартов последнего поколения задача развития ребенка поставлена прямо и недвусмысленно. Однако чтобы ее выполнить, учителю нужно отчетливо понимать, что он собирается развивать на конкретном уроке или серии уроков и какими средствами. Об инструментарии педагога в этой области учителям, проходящим курсы повышения квалификации, рассказала кандидат психологических наук Марина БИТЯНОВА.
Приходится признать, что взрослому, который сам учился в традиционной школе и который ежедневно входит в класс с мыслью о том, что зримым и востребованным результатом его труда будут баллы, набранные детьми в ЕГЭ и ГИА, трудно принять ценность развития. Больше того, если он даже искренне проникнется ценностью развития, ему придется серьезно перестраивать свою работу. Ибо в рамках старой методики это сделать невозможно.
Для того чтобы каждый присутствующий на семинаре смог определить свое отношение к тем понятиям, с которыми работает, было предложено нарисовать схему, в которой так или иначе соотносились бы образование, воспитание, обучение, развитие. Желающие могли ее показать и прокомментировать. Разумеется, здесь не может быть правильных или неправильных схем, ведь никакие ФГОСы не заставят человека в мгновение ока переменить свои педагогические установки. Просто у каждого была возможность выразить графическим способом то, над чем практики, сосредоточенные на решении сиюминутных задач, задумываются не часто.
В качестве примера (не образца, а еще одного варианта из множества других) Марина Битянова показала и прокомментировала схему, на которую опираются педагоги, работающие в логике развивающего обучения. Цели развития определяют содержание образования. Образование задает форму, то есть образовательная система, существующая здесь и сейчас, — это те направления, в которых общество хочет продвигать новое поколение (математика, например, нужна, а этикет или навыки следопыта — нет, если говорить о массовой школе). Обучение и воспитание с точки зрения развивающего обучения — это виды деятельности взрослых, работающих с ребенком. Воспитание задает границы поведения: хорошо—плохо, можно—нельзя, а обучение дает полезную информацию (которой, кстати, иногда бывает слишком много, и это вызывает сопротивление ребенка).
Чтобы учителям было легче представить себе иерархию и соотношение понятий, была предложена графическая метафора — дерево. Его корни — это педагогическая философия, она первична, питает всю профессиональную жизнь педагога, но скрыта от глаз. Для сторонников РО в основе лежит развитие. Ствол — это задачи развития, они не абстрактны, их число конечно, и все они перечислены во ФГОС. От ствола отходят три основные ветви-возможности. Первая — развивающие возможности урока: тексты и задания. Вторая — технологии, способы организации деятельности детей, например, исследовательская, проектная, технология критического мышления. Третья — стиль как психологическая составляющая урока.
Крона — собственно ткань происходящего в каждый момент урока: это частные приемы и методы, которыми владеет учитель. У кого-то она густая, с множеством оттенков, кто-то пока только отращивает листочки.
После анализа общей картины состоялся более конкретный и детальный разбор того, как можно работать с одной из ветвей — содержанием урока в виде текстов и заданий.
Марина Битянова ;
Елена Куценко