Российскому спору о социальной роли интеллигенции, об интеллигенции и народе много-много лет. Круглый стол «Интеллектуалы и демократия», организованный Высшей школой экономики, фондом «Либеральная миссия» и Посольством Республики Польша, обращается к тому же спору, только обозначает его немного другими словами.
Между словом и делом
Случайно или не случайно, но получилось так, что этот «круглый стол» совпал со столетним юбилеем другого «круглого стола» — собрания религиозно-философского общества, где Александр Блок прочел доклад «Народ и интеллигенция». «Я — интеллигент, литератор, и оружие мое — слово, — говорил поэт. — Боясь слов, я их произношу. Есть у нас всех тайная надежда, что не вечна пропасть между словами и делами, что есть слово, которое переходит в дело».
Участникам «круглого стола» были предложены две темы для обсуждения — «Общественная роль интеллектуалов в период демонтажа коммунистических режимов» и «Интеллектуалы и гражданское общество в посткоммунистическое время».
Как слово переходит в дело? Почему слово не переходит в дело? Как слово должно переходить в дело?
Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики и президент фонда «Либеральная миссия», приветствовал участников, собравшихся за «круглым столом», и размышлял о важности предстоящей дискуссии: «Сегодня знаменательный день. У нас замечательные гости из Польши, легендарные для моего поколения. Я готовлюсь к празднику души, пиршеству мысли и радости общения. Роль интеллигенции, роль элиты в жизни нации, особенно в переломные времена, — предмет острого спора в нашей стране. Нам будет важно и поучительно выслушать польских коллег. Хотя условия в России и Польше очень разные, сегодня кризис объединил всех».
На волне интеллектуальной оппозиции
Первым выступил Адам Михник, главный редактор «Газеты Выборчей», легендарный борец с коммунистическим режимом, впервые брошенный за решетку в восемнадцать лет. Он начал
«Я подумал, слушая Адама, — сказал Евгений Ясин, — что интеллигенция — производитель культуры, а культура — это создатель образцов. Может быть, интеллигенция должна производить образцы? Когда интеллектуальное движение приводит к политическим изменениям, то возникает новая реальность, которая не отвечает тем образцам, о которых мечтали. Это бывает всегда, это надо принять как факт».
Правозащитник Сергей Ковалев в своем выступлении спорил с тем, что интеллектуальная оппозиция в Советском Союзе была политической. «Это было не политическое противостояние, а нравственное. Это была нравственная несовместимость с правящим режимом: защита чувства собственного достоинства, борьба за право уважать себя. В
Когда интеллектуальная оппозиция стала влиять на происходящее в стране? Когда уже началась перестройка. И это была другая интеллектуальная оппозиция, другие интеллектуалы — не те, которые «сидели». Я не стану пересказывать историю так называемых «неформальных движений» времен перестройки. Это были наши «троюродные братья», тоже «дети самиздата». Само обилие неформальных организаций и огромное количество их членов показывает, насколько массовой была в Советском Союзе нравственная оппозиция режиму.
В доперестроечные времена эти интеллектуалы не были активны по двум причинам. Первая — говорю без осуждения ?- осторожность. Причина понятная: за это сажали. Вторая — безрезультатность. Они не хотели производить безрезультатных движений.
Всемирно известный польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси сказал, что рискнет говорить
Важнее, чем политика
Подхватывая слова выступавшего, Евгений Ясин напомнил, что фонд «Либеральная миссия» разрабатывает проект «Важнее, чем политика». Универсальные нравственные ценности — важнее…
Политолог, вице-президент фонда «Либеральная миссия» Игорь Клямкин говорил о том, как его тревожит современное положение российских интеллектуалов: «Происходит дробление интеллектуальных сил, в том числе на либеральном фланге. Сегодня, через двадцать лет после падения Берлинской стены, вопрос о положении и роли интеллигенции остается на том же уровне, что и тогда. В Польше решены два вопроса, которые мы до сих пор решить не смогли: первый ?- отделение собственности от власти, второй — разделение властей. Сегодня интеллигенцию критикуют остро. Но вам лучше расскажет об этом Лев Гудков, он главный специалист по этому вопросу».
Да, Лев Гудков, директор аналитического центра Юрия Левады, выступил с резкой критикой ошибок и заблуждений интеллигенции и высказал пессимистический взгляд на современное положение интеллигенции. «Крах советского режима произошел не под влиянием интеллектуалов, а по внутренним причинам, которые на языке социологии называются «невозможностью воспроизведения системы». Вся система, структура посыпалась, а интеллектуалы оказались к этому не готовы.
Подавление «пражской весны» в 1968 году имело два последствия. Первое: интеллектуалы пришли к убеждению, что реформировать систему, «улучшить» социализм невозможно. Второе: начались интеллектуальные поиски на консервативных, националистических путях. Сюда же относится и возобладавшая у интеллектуалов установка «хранить культуру», «нести культуру» — до тех пор, пока советская власть не рухнет. Но идея «нести и хранить» не предполагает рационализации, осмысления.
Возникла парадоксальная ситуация: хранить не значило понимать, продумывать, прорабатывать, а только — собирать. Интеллигенция была частью государственной бюрократии. Никакой другой интеллигенции в Советском Союзе не было. Задача «хранить культуру» совпадала с ролью интеллигенции в государственной бюрократии и вместе с тем давала возможность оппонировать самым людоедским, варварским чертам режима. Отсюда возникли нарциссизм интеллигенции, самолюбование, слабое восприятие новых западных теорий.
«Самиздат» был очень важным явлением, он включал все, что не пропускала цензура. В крупных городах «самиздат» читали миллионы людей. Может быть, миллионов пять… Но в «самиздате» тоже не было продумывания, критики, обсуждения. В годы перестройки «толстые» журналы просто перекачали «самиздат» на свои страницы. У них фантастически выросли тиражи, но прорабатывания, осмысления, анализа так и не произошло. Система подвергалась острой, но крайне поверхностной критике. Чуть ли не все сводилось к личности Сталина. Но почему этот режим функционировал, кто его поддерживал, кто ему оппонировал, почему он стал рассыпаться ?- эти вопросы не обсуждались. Ответа на них нет и сейчас. А ведь это важнейшая задача интеллектуалов — понять. Критика предыдущего режима, его дискредитация типичны при авторитаризме, когда меняется власть. Без позитивной программы меняются только представители власти, а не система. Интеллектуалы не предложили позитивной программы. Они разделяли идеи экономического детерминизма: мы проведем экономические реформы, а все остальное само собой наладится. Ни одна из сил не смогла обеспечить рационализацию интересов широких слоев населения, не смогла обеспечить компромисса. Сегодня в обществе, в том числе и среди интеллектуалов, торжествует аморализм, который не допускает даже мысли о возможности воплощения политических идеалов, утверждения нравственных ценностей«.
Иваницкая Елена