Древние китайцы говорили: «Если хотите узнать, как правят страной и какова ее нравственность, слушайте ее музыку». Галина Павловна Вишневская убеждена: есть и другая связь. Именно с музыки может начаться перерождение отдельного человека и государства в целом.
О судьбе России в зеркале музыки — наша необычная, но вовсе не академическая беседа.
Кто запретил в России Чайковского? Почему Вишневская,
— Сегодня в расписании любой школы есть уроки музыки. Не превратилось ли это в занятия для галочки? Нужны ли они всем подряд?
— Я не знаю, что преподают в школах. Как это проходит, не в курсе. Могу только сказать, что музыка как часть воспитания должна быть: в школе и в семье. Возьмем старое время, до революции: в любую мало-мальски обеспеченную семью приходила барышня, учила на фортепьяно играть. Это входило в образование. Совсем не для того, чтобы дети стали потом профессиональными артистами. Нет. Просто не слышавший и не слушающий музыку человек — неполноценен. Музыка дает ребенку толчок. И совершенно
Музыка имеет огромное значение для любого человека, для того… чтобы он был человеком. Надо ребенка водить на детские утренники в театры, водить в музеи. И обязательно включать хорошую музыку.
— А Вам удалось
— Я таких детей видела. Хотя, думаю, если вы встречаете ребенка, который тянется к музыке, — он уже прошел некоторый… тест по интересам, он уже наполнен совсем другими… как бы это сказать… другими мечтами. Он не курит из рукава, не стоит с дружками
Это дети, у которых уже совершенно другие глаза. Они
Некоторые выпускники уходят в ГИТИС, Гнесинское, в консерваторию. Но в основном это — просто для образования. Причем вы не забывайте, что все это в рабочем районе, где масса неблагополучных семей. И некоторые дети не хотят идти домой. Они сидят в школе. И репетируют. Им это интересно. Это уносит их в другой мир. Дает им пищу для души, ту, что они не получают дома. Ведь в
— Есть
— Нет, не должен. К этому надо прийти. Этак мы опять вернемся к воспитанию
Воспитывать надо примерами с
А зачем человек пойдет в консерваторию, если он с детства слышит только вопли по радио, и откуда он знает, что существует еще
Я, как вы знаете, не была обласкана советской властью. Мы вынуждены были покинуть страну, нас лишили гражданства. Но в те времена, когда приказывали, люди шли слушать концерты. Все, что было по радио или на телевидении, обязательно цензуру проходило. И, в конце концов, если дошло до того, что свобода, которую мы все так ждали, привела к тому, что мы чуть ли не обезьянами уже становимся, обратно все у нас идет, двигается в первобытные времена, — так надо, может быть, цензуру вернуть?! Просто запретить. Запретить эту пошлость и бездарность!
— Часто говорят: может, то, что появляется сегодня, как раз и нужно современным людям?
— Не знаю. Мне это не нужно. Моим детям это не нужно. Понимаете, слушать эту бездарность, просто без-дарность — это оскорбительно: мыслящему человеку сидеть и смотреть, когда особенно маленькие дети кривляются. Эти тексты, которые они своими детскими устами произносят, ужасны… Я боюсь вспоминать то, что слышу, включив телевизор… Это я запрещаю ученикам слушать категорически. Категорически! Такое впечатление, что в России вообще больше другой музыки не существует. Представляют нас как стадо обезьян. Ну как это может так быть?!
— Что Вы можете сказать о развитии классической музыки в современной России? Вот Илья Сергеевич Глазунов и Зураб Церетели говорили, что классическая школа живописи в мире стремительно исчезает, азы не учат, и только они, можно сказать, еще держат оборону…
— Еще сохраняется русская школа музыкантов — скрипачи, виолончелисты, пианисты. Держится. Но уже тоже идет вниз. Ушли в мир иной великие артисты и великие профессора московской, ленинградской консерваторий. Последним ушел из жизни Мстислав Леопольдович Ростропович. Рихтер ушел из жизни. Ойстрах еще раньше ушел, и так далее. Эта наша знаменитая школа Московской консерватории, которая прославляла артистов на весь мир. Сегодня этого нет, и, конечно, это не может не сказываться.
— Кто приходит сегодня учиться к Вам в Центр оперного пения?
— Студенты в основном из России, русские певцы. Есть из Азербайджана двое. Один, очень хороший тенор, уже поет в национальном театре. Каждый год приходят на прослушивание молодые люди примерно от 23 до 30 лет, уже имеющие образование. Учение бесплатное, но есть человек 10 платных студентов: мы поддерживаем таким образом педагогов, поскольку государство дает очень маленькие зарплаты… У нас на сцене идут замечательные оперные спектакли. Поют студенты. Наш «Евгений Онегин» — спектакль классический, без всяких вывертов так называемых нововведений, которые творят режиссеры в театрах. Мы решили вспомнить, что такое Пушкин и Чайковский. Это — чистейший образец. Вот какие спектакли нужны детям.
— Есть сегодня в России среди детей музыкальные гении, известные Вам? Как Вы вообще относитесь к воспеванию талантов в детском возрасте?
— Я против. Против. Ребенок есть ребенок. Бывает раннее созревание, когда он удивляет всех. Быстро учит на память большие концертные сочинения. Темперамент его удивляет. Обычно это в
— Если бы Вас попросили портрет Вашей души представить через музыку, какая музыка в Вас звучит?
— Во мне — Мусоргский и Шостакович. Чайковский.
— А в повседневной жизни Вы слушаете
— Конечно, не слушаю. Я не могу это слушать, мерзость эту. Это что такое?
— То есть рок, джазовая музыка…
— Нет-нет, ради бога, даже со мной не говорите об этом.
— Только классическая?
— Да, это мой мир, это моя жизнь.
— Сейчас такая волна: все говорят, как перевернули их душевный мир «Битлз» и Высоцкий. Для вас «Битлз» и Высоцкий
— «Битлз» я вообще не слышала никогда. Я просто никогда этим не интересовалась. А что касается Высоцкого, конечно, это был очень талантливый человек. Нравятся вам песни его — не нравятся. Это было отображение времени, идол народа. Что немаловажно.
Но вы представляете, что это такое, в каком состоянии находится общество, если от академиков до самых… как это?… до бомжей все общество слушает Высоцкого?! Эти вскрики… этого уркагана… этого пахана — по образу… вот по тому, как он выражался, как преподносил свои талантливые стихи. И он сам писал музыку… Он был талантливый человек, и он заслуженно пользовался и пользуется народной любовью. Но
— Это о чем говорит?
— Это говорит о том, что мы такие, какие мы есть…