Стартовый период продаж, который проходит до жеребьевки финального раунда турнира (той, что запланирована на первый зимний день), к тому моменту, правда, закончился. Но билеты в ходе него распределялись по итогам компьютерной лотереи среди всех подавших заявки. И главные надежды фанаты связывали со вторым периодом — «в порядке живой очереди».
К полудню 16 ноября я подготовился как мог. Собрал в одном файле имена и паспортные данные всех друзей и ровно в 12.00 по адресу билетного портала ФИФА увидел картинку, предлагающую мне отстоять в очереди «больше часа».
Ждать пришлось вдвое дольше. Но когда удалось зайти на страничку с заявочной формой, радости мне это не принесло. Сколько бы я ни жал на кнопку «Купить», абсолютно все игры в расписании турнира были помазаны ядовитой красной краской с восклицательным знаком, перед которым значился убийственный приговор: «Вы выбрали максимально возможное количество матчей».
Стоп! В ходе первого периода продаж я действительно выбрал семь игр. Но выпал-то в ходе лотереи мне билет всего на один матч группы Н — № 48 в Самаре! В панике звоню приятелю, профессиональному программисту, который в октябре тоже выиграл билет на одну игру (уже в Москве).
«Ерунда какая-то, — не дав промолвить мне ни слова, вздыхает Влад. — Похоже, система портала считает, что раз мы заявлялись на семь матчей, больше в ходе первого этапа купить ничего не вправе. То есть нас судили за намерение. Пролетели...»
Потыкался в меню обратной связи. Портал бесстрастно предлагал написать по интересующим вопросам письмо по электронной почте. Ответы приходили быстро, но что это были за ответы! Рассылал их явно робот, и ничего путного, кроме информации, и без того значившейся на главной страничке портала, там не было.
Позвонил Влад. «Ты знаешь, исправили они этот косяк, — опечален он был пуще прежнего. — Только остались в наличии билеты первой, самой дорогой категории на три групповые игры. Платить по 12 тысяч рублей за место, чтобы еще и ехать в Саранск или в Краснодар, как-то не очень хочется...»
Владу еще повезло. Мою заявку от красной паутины портал очистил только на следующее утро! Когда ни единого билета ни на одну игру в продаже не осталось.
Вспомнив, что я журналист, набрал контактный номер оргкомитета ЧМ-2018. Там, оскорбленно заявив, что к продаже билетов отношения не имеют, к жалобе корреспондента «Труда» отнеслись снисходительно и дали номер кол-центра билетного портала. Кстати, попробуйте найти этот номер на сайте самостоятельно! Задачка из разряда нерешаемых.
На все мои возмущенные вопросы кол-девушка Светлана, сохраняя хладнокровие, пыталась зачитывать шаблонные ответы. Главный смысл их: если вам не удалось, впереди второй этап продаж. Потом ей пришло в голову посоветовать мне отключить антивирус, сменить браузер и очистить историю посещений, удалив куки. Когда мне в таких случаях рассказывают про браузер, хочется схватиться за маузер. И после того как я спросил Светлану, часто ли та самостоятельно удаляет куки, она отчего-то обиделась. «Вы что, не понимаете, что данная ситуация была вызвана большим количеством обращений на наш сайт?!» — припечатала она меня. Интересно, а чего ожидали устроители этого балагана?
Я понимаю прежде всего, что билетный портал дико облажался. Еще я понимаю, что, если люди платят за билеты немалые деньги, они имеют право избежать сильного унижения, а также не залезать в дебри с антивирусами, браузерами и прочими сетапами с дистрибутивами. Это вы разработали свой софт — так будьте добры настроить его так, чтобы он выдавал полезный выхлоп вместо кукиша с маслом.
Остаются тем не менее вопросы, на которые оператор Светлана ответить не в состоянии. Заявки второго этапа на компьютерную лотерею среди покупателей можно подавать с 5 декабря по 31 января. Если я попробую заполнить графы семи матчей, то 13 марта, когда начнется вторая продажа билетов в порядке очереди, портал опять пошлет меня куда подальше? Как гарантированно этого избежать? И главное: кто понесет персональную ответственность за отнятую 16 ноября у миллионов болельщиков мечту о празднике?
Горчичник
После желтой карточки, выданной нами 10 ноября официальному порталу продажи билетов на чемпионат мира, эта организация наиграла на прямую красную, если не на многоматчевую дисквалификацию. Портал действует под эгидой ФИФ-А. Сомневаемся, что президент Международной федерации Джанни Инфантино лично конструировал платформу для онлайн-торговли билетами. Но выяснить, «кто шил костюм», очень бы хотелось.
Дмитрий Анохин