У куклотерапии есть основные функции, – объясняет клинический психолог, кандидат психологических наук Сергей Артемьев. – Игры с куклами способствуют формированию эмоционального контакта с малышами, снятию напряжения, развивают память, внимание, моторику, расширяют знания ребенка об окружающем мире, прекрасно подходят для психокоррекции личностных проявлений.
Важный этап в куклотерапии – подготовка лечебного спектакля, который можно поставить дома. Для этого используют как сделанные самим ребенком куклы, так и купленные. В качестве лечения используются игровые ситуации, в которых дети могут выразить негативные чувства и переживания. С помощью кукол ставят спектакль, сюжет которого является травмирующим для ребенка. Любимая игрушка попадает в страшную историю и успешно справляется с нею.
По мере развития сюжета напряжение малыша должно возрастать и, достигнув максимума, сменяться бурными реакциями: плач, смех, в результате которых снимаются напряжение и тревога. Куклотерапия хороша тем, что происходит разделение ребенка и проблемы. То есть это уже не часть меня, а значит, с этим можно справиться. Очень хорошо с помощью кукол работать с протестным, демонстративным поведением. Нужно придумать историю, где в переносном смысле успешно решается волнующая малыша проблема.
Чтобы составить лечебную сказку, надо ответить на вопросы: как зовут куклу, сколько ей лет, где она живет, есть ли у нее друзья, как она проводит время, чем любит заниматься. Потом собственно сам мини-спектакль, который вы разыгрываете. Например, игрушка дружит с темнотой и т.д. После проигрывания этой истории надо обязательно спросить у малыша, понравился ли ему спектакль, чем особым запомнился – самый яркий момент представления.
Потом предложите малышу взять с собой куклу, а спустя несколько дней спросите, что с ней происходило после спектакля. Можно использовать прием «театр одного актера». Ребенку предлагается выбрать куклу, скрыться за ширмой и вести диалог как бы от ее лица. Такие игры помогают не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой среде. Куклы развивают природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу.
Главное – не оценивать малыша, он делает все так, как нужно, исходя из своих внутренних переживаний. Нет понятий «плохой» и «хорошей» игры. Научитесь безоценочно говорить с ребенком, не подавляя его индивидуальность, таким образом вы будете всегда в доверительных отношениях и сможете вовремя помочь малышу.
Денис Зинченко