Штандартенфюрер Штирлиц — истинный ариец. Могилов — тоже ничего себе. Долго же он скрывался под чужой личиной…
Легендарный советский разведчик: отличник милиции, отличник погранвойск, почетный чекист. После развала Страны Советов перешел на нелегальное положение — восемь лет оставался бойцом невидимого фронта. И вот наконец вышел из подполья.
Ну не пристало ему скрываться. Слишком большой, слишком заметный, слишком громогласный. Актер Владимир Новиков, сыгравший главную роль в телесериале «Государственная граница», сам пришел с повинной. На кинофестиваль «Московская премьера». Где мы и взяли его тепленьким.
«Даже не знаю, как включается компьютер»
— Владимир Васильевич, ну и как вам киношечка?
— Очень мне понравился фильм «Живой»: и идея, и воплощение — просто невероятно. Потом «Остров»: ну это само собой, очень духовная картина. И «Эйфория». Пусть там немного и матом ругаются… Хотя ну что это за мат?! Не умеют! Я понимаю, когда ругался Василий Макарович Шукшин: вот где было — семиколенно, смачно. А тут… Наверное, молодежь так и разговаривает, тем более на периферии: там же Волгоградская область, степь… Как в анекдоте, слышали? Один говорит: у монголов есть обычай такой — когда в семье рождается сын, сажают дерево. Если сын вырос идиотом — дерево срубают. Второй: да, был я в Монголии — сте-
— Что это вы такой добрый стали? Читал интервью ваше
— Тогда просто камней не было. Даже преткновения. Я же ушел из кино после
— Но вот спустя восемь лет вернулись. Посмотреть на вас: белый костюм, черная, чуть не до пупа расстегнутая рубашка, крест золотой, перстень массивный — просто мафиозо
— Да какое там… Если бы я хотел заняться бизнесом, тут же бы его и развалил. Знаете: «Что бы вы делали, если б у вас был миллион?» — «Да ничего». — «Почему?» — «А зачем
— В общем, особо не бедствовали, так понимаю?
— Да никогда я не бедствовал. У меня отец,
«Не верю я в кодировки и зашивания»
— Ваш звездный час — телесериал «Государственная граница». Что это было?
— Да просто на улицу не выйти! Ни очки, ни кепка, закрывающие три четверти лица, не спасали. Берешь такси, хочешь расплатиться — водитель ни в какую: как, говорит, я приеду в парк, скажу, что с Могилова деньги взял? Да что там — мог тогда открывать дверь любого кабинета.
— Это потом, а в
— По две-три картины в год. Плюс иногда по 120 концертов в месяц, то есть по четыре в день. Как расслаблялся? Выпивал, конечно. Ну если после каждого концерта костюм хоть отжимай. Вы ведь уже поняли, насколько я по темпераменту… Когда мне говорят «кофе?» — отвечаю: кофе мне нельзя, потому что генератор к генератору не подключают. Лавина! Поэтому, если не расслабишься, просто с ума сойдешь. А как еще расслабиться? Наркотики, что ли? Даже не знал, что это такое. Как в анекдоте: «Давай закурим?» — «Да я не курю». — «Ну давай выпьем». — «Не пью». — «Ширнемся…» — «Да не, я йогой занимаюсь». — «
— Почему сразу «ширнемся»? Для
— Ну какие удочки после четырех концертов? До речки не дойдешь! Русский человек только этим делом стресс снимает, другого нет. Как Миша Пореченков о Краско, прелестном актере, говорил: нет другой замены, нет. А когда мешать стало, когда устал, надоело, — я завязал. Сам. Не верю я в эти кодировки и зашивания.
«С последней женой мы разводились раз десять»
— Правда, что на съемках «Границы» у вас был настоящий роман с Людмилой Нильской, которая играла обворожительную польскую разведчицу?
— Так: о женщинах надо говорить или хорошо, или не говорить вообще. Я знаю, что
— Ваша версия?
— Ну если сказала… Не знаю: можно ли женщинам верить? Но это без комментариев, потому что я не люблю ни про своих женщин рассказывать, ни про своих жен…
— А их много было? Жен, имею в виду.
— Нет. Другое дело, что с последней женой мы разводились и сходились раз десять или одиннадцать. В загсе говорил: для плана вам. Причины? Ну были
— То есть в общей сложности вы женились 12 раз, правильно я посчитал? А разводились примерно раз в два года?
— Иногда чаще. Как время есть…
— И теперь разошлись окончательно?
— Нет, наоборот, сошлись.
«С Андроповым я встречался ночью»
— Но вернемся к Людмиле Нильской, вернее к ее героине. Она вас там использовала в своих шпионских целях, вы ее — в своих. А в жизни вас больше женщины использовали или вы их?
— Наверное, все-таки меня. Использовать женщин
— И до того заигрались, что продолжили после съемок?
— Нет, ну не особенно… Я же сказал: о женщинах ни слова.
— Ну да — вы же разведчик, чуть не забыл.
— А как же! Лампу в глаза, иголки под ногти — все равно ничего не скажу. Не просто так меня
«Сколько душ загублено. Сколько леса свалено.
Поминая Ленина, пили мы за Сталина.
Кукурузой хвастались. И на стол с ботинками.
А потом все вылилось не одной слезинкою.
С совестью молчали мы и в ладоши хлопали.
Сколько душ мы пропили, сколько дел прохлопали…«
Повисла пауза. И только когда Чебриков захлопал, за ним уже зааплодировал весь зал… Вы знаете, после того, что я говорил на своих концертах, половина записок была: почему вас до сих пор не посадили? Я отвечал: может,
— Так у вас свои «опасные друзья» были?
— …Юрия Владимировича Андропова я прекрасно знал, он у нас на «Государственной границе» был негласным куратором картины. Встречались мы с ним так: ночью ко мне приезжали двое в штатском и везли на Лубянку — там мы с ним разговаривали. О чем? Про жизнь — вот как сейчас с вами разговариваем, на любые темы. Только он меньше говорил, больше слушал. Мне было, конечно, безумно интересно. Он,
«По всей степи мой мат разнесся»
— Во ВГИКе вы учились у Бондарчука. А сняться у него успели?
— А как же! В «Борисе Годунове» играл Семена Годунова. В «Тихом Доне», который он перед самой смертью снял, — атамана Белесого… Там сцена есть — расстрел красноармейцев, где я прошу оркестр сыграть «Боже, царя храни». У них там
— Восемь лет вас в кино не было. Как думаете, режиссеры уже поняли, что вы вернулись?
— Пока не очень. Я снялся в «Охоте на пиранью», еще в нескольких картинах. Да все нормально, господи. Когда меня спрашивают: как у вас дела? — я говорю: они есть. Но пока я только присматриваюсь к новому кино.
— Интересно: а это как на велосипеде — разучиться невозможно?
— Примерно так. Нет, ты никогда профессию не потеряешь. Вот мое первое появление после перерыва на площадке. Не будем говорить где. Режиссер говорит: давайте репетнем. Все берут листы. «Владимир Васильевич, а где ваша роль?» — «А у меня здесь все, — показываю на голову. — И ваш текст, и ваш, и ваш». — «Не понял?.. Ну давайте посмотрим…» Читаю роль. «Все правильно?.. Ну, — уже коллегам, — вы пока учите, а я пойду к операторам». Подхожу к оператору, спрашиваю: «Так: метр восемьдесят? — он понимает. — Три камеры? У кого крупный план? У кого средний? У кого общий?..» Это я все знаю — меня так учили. Когда сцену сняли, режиссер говорит: ребята, я же вам сказал, что мастер пришел.
— А разочароваться не боитесь?
— Конечно, ушел немного профессионализм. Нет, я все понимаю: сейчас конвейер, им некогда. Но! Будем повторять эти слова Раневской про «плевок в вечность». Конечно, деньги нужны: жене шубу купить, себе машину. Но деньги кончатся — дальше что?
— Почему? Потому что вы такой обеспеченный? Или такой гордый? Или такой профессиональный?
— Да все вместе.
— Ну я же говорю: мафиозо.
— Да ладно вам… Знаете, у меня поэма есть, «Завещание» называется. Завещание не в том смысле, что этому машину, этому корову, этому дом. Все это слишком грустно. Я вообще против таких завещаний: не надо человека теребить, если б его не теребили, он бы еще лет десять прожил. Человек должен при жизни сказать все, что он хочет сказать людям. Весело и достойно. Поэтому:
Я завещаю тем, кто ждет,
Мои несыгранные роли,
Мои невыстраданные боли
Я завещаю тем, кто ждет.
Я завещаю тем, кто ждет,
Мои мелодии, печали
И песни, что во мне звучали,
Я завещаю тем, кто ждет.
Я завещаю тем, кто ждет,
Всех тех любимых мною женщин,
Чей нрав и голос так изменчив,
Я завещаю тем, кто ждет.
Я завещаю тем, кто ждет,
Вино, не выпитое мною,
И то, что я нетрезвый стоил,
Я завещаю тем, кто ждет.
Я завещаю тем, кто ждет,
Мою любовь, мою свободу,
И счастье моему народу
Я завещаю тем, кто ждет.
Дмитрий Мельман