Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Ларису Ивановну хочу

Тридцатилетие легендарного «Мимино»
Фото Киноконцерн «МОСФИЛЬМ»

Спустя тридцать лет авторы этого фильма говорят, что они просто дурачились, а не создавали классику отечественного кино. Картина «Мимино» была снята в 1977 году, и ее даже показали на нескольких фестивалях. Но люди узнали о ней гораздо позже, в марте 1978-го. «МК-Бульвар» в честь юбилея выхода картины на широкий экран решил узнать, как все было на самом деле.

ВИКТОРИЯ ТОКАРЕВА, сценарист

— Сценарий для картины писали три человека: Реваз Габриадзе, Георгий Данелия и вы. Вы действительно успели за полтора месяца?

— Я точно не помню. Работали мы каждый день. Габриадзе жил в гостинице «Россия». Мы с Данелия, каждый из своего дома, приезжали к нему в номер. Я садилась за машинку, и начиналась работа.

— Говорят, что Габриадзе все время вас критиковал?

— Он меня ревновал к Данелия. Ведь он с ним работал в 1969 году над фильмом «Не горюй!», и присутствие третьего человека для него было обидным. Я бы даже сказала — неприятным. Но при Данелия он меня критиковал, а когда тот уходил, то Габриадзе ко мне нормально относился.

— Вначале фильм хотели назвать «Ничего особенного» и только потом «Мимино». Откуда взялись эти названия?

— «Ничего особенного» — это мое название. У меня вышла одноименная книга. И Данелия оно очень нравилось. А потом он придумал «Мимино», потому что по-грузински это слово переводится как «сокол». Так и осталось «Мимино».

— То, что было на бумаге, сильно отличается от того, что осталось на пленке?

— Некоторые куски, очень смешные, вырезали. И мне этого жалко. Например, когда Мимино звонит по телефону и его соединяют с родным селом. Выскакивает парень и кричит: «Кукуш, тебе звонит Валико из-за границы!». А тот идет с двумя батонами под мышками и как начнет руками махать: «Нет меня! У меня перерыв!» Тогда связь с заграницей не поощрялась.

— Это правда, что вы однажды из-за тесных туфель не смогли выйти на сцену и получить награду за «Мимино»?

— Да. Это было в Армении. Я купила новые туфли, а у них оказалась очень плохая колодка. Меня, как представительницу съемочной группы, посадили на сцене. И я незаметно, под стулом, сняла эти туфли. И тут меня объявили на награждение. Я начала втискивать ноги в туфли. А в это время на сцену влетела одна из работниц фестиваля. И улыбаясь во все стороны, как будто она Токарева, получила приз — вазу. Это было ужасно.

— Как фильм повлиял на вашу жизнь?

— Я помню, что перед тем, как приступить к работе над сценарием, Данелия пошел к врачу и выдрал 8 зубов. Они у него периодически болели, и он их удалил, чтобы не мешали. В Москве тогда была очень холодная зима, градусов под тридцать. И вот Георгий Николаевич ходил, обмотав рот шарфом, и дышал через него — так было теплее. У меня болела спина, поясница, а я все время сидела за машинкой. Из окна гостиницы был виден лозунг, сделанный из электрических лампочек: «Коммунизм — это социализм плюс электрификация всей страны». И вот мы работали, и поначалу этот лозунг был серым, а вечером загорались лампочки, и он светился огнями… Я вам так скажу: когда работаешь с талантливым режиссером, то фильм так или иначе получается талантливым. Такой человек не может снять плохо или бездарно. И когда я работала с Данелия, то всегда знала, что в конце будет результат. Так оно и получилось.

ЕЛЕНА ПРОКЛОВА -Лариса Ивановна

— Вас, наверное, до сих пор называют Лариса Ивановна?

— Да, с этим именем я иду всю свою жизнь. И даже сейчас меня иногда окликают Ларисой Ивановной. (Смеется.) Раньше, конечно, это было практически постоянно. Стоило только выйти на улицу, как сразу слышала: «Лариса Ивановна!» или «Ларису Ивановну хочу». Причем так ко мне обращались и мужчины, и женщины.

— На имя вашей героини, наверное, целые мешки писем приходили?

— Да. После фильма мне очень много писали. Но тогда и время другое было. Раньше не было возможности общаться по Интернету или телефону. Вот и писали. И действительно указывали в адресе: Лариса Ивановна. Или в самих письмах обращались ко мне по этому имени.

— И в любви объяснялись?

— Конечно. (Смеется.) Но это случается с любой актрисой в определенном возрасте.

— На эту роль вы проходили пробы?

— Нет, такого не было. Мне позвонил Данелия и пригласил сниматься. Я, естественно, тут же согласилась.

— Какие у вас были отношения на съемочной площадке?

— Чудесные. Данелия замечательный и очень добрый человек, который работает не только на результат, но и на сам процесс. Этот великолепный режиссер может создать на съемочной площадке и вокруг нее настоящий праздник. И получается у него настолько интересно и легко, что остается только удивляться и восхищаться. Мы снимали в Западном Берлине, Москве, Тбилиси — и всюду к нам на площадку приходили друзья, какие-то интересные люди. У нас постоянно затевались застолья с настоящими кавказскими тостами, занимательные беседы, дискуссии. У Данелия прекрасный стиль общения. Он приветлив со всеми на площадке: с актерами, гримерами, осветителями, их гостями и родственниками. (Смеется.) Поэтому я не замечала напряженного графика и довольно тяжелого рабочего процесса. А сколько мы потом пережили вместе, когда представляли «Мимино» в СССР и других странах. Мы действительно объездили с ним полмира. Это было замечательно.

— Говорят, что Данелия во время удачных съемочных дней любил точить ножик об камень?

— Да, это не легенда. Перед началом работы над фильмом он специально покупал новый нож. И когда у него все получалось, сидел и точил его камушком. К концу фильма лезвие становилось, как у бритвы. И потом, какой восточный человек может обходиться без оружия?

— Как фильм повлиял на вашу жизнь?

— Я думаю, что любое общение с интересными людьми влияет на жизнь положительно. Это всегда полезно и очень здорово. А на «Мимино» были не просто интересные люди, а легенды кино, гении. Стоит почитать только титры к картине. И хотя я снялась в небольшой роли, но для меня этот период в жизни стал очень ярким и волнительным моментом. Я всегда восхищалась Кикабидзе, Мкртчяном. Это невероятные актеры. А Данелия вообще для меня был и остается до сих пор кумиром, которого я обожаю еще со времен фильма «Не горюй!». Поэтому остались только теплые и невероятно родные воспоминания об этой работе. Наверное, это и есть актерское счастье.

ВАХТАНГ КИКАБИДЗЕ — Валентин Мизандари, Мимино

— Вы неоднократно говорили, что настоящего «Мимино» никто не видел. Почему?

— Потому что порезали картину. Очень сильно. Насколько я знаю, и финал задумывался другим: мой герой выходит из самолета прямо на вершину горы Казбек. И потом съезжает, как в детстве, до своего родного сельского аэродрома. И встречает начальника. Они здороваются, и Валико идет дальше. А начальник ему вслед кричит: «Мимино! У тебя штаны сзади порвались!» А Валико отвечает: «Посмотри в стороны — справа Казбек, слева Эльбрус. Посмотри наверх — синее небо и яркое солнце. А ты мне в зад смотришь!» Запевает песню и уходит.

— Рассказывают, что во время съемок в горном селе вы с летчиком, вашим дублером, летали на территорию Азербайджана и воровали арбузы и для киношников, и для сельчан…

— Да, это действительно было так. Этим арбузам все так радовались, потому что им в горах неоткуда было взяться.

— И куриный бульон из неощипанной курицы ели?

— Было такое. (Смеется.) Я заболел, а Георгий Николаевич решил мне сварить бульон. Только он не знал, что нужно с курицей делать. Пришлось есть так, потому что я очень люблю Данелия. Только после выздоровления я ему сказал, что так не готовят.

— Правда, что песня «Чито-грито» была написана под влиянием битловской Yesterday?

— Мне позвонил Данелия и рассказал, что у него есть запись одной песни и что он хочет, чтобы в фильме была такая же. На следующий день мы с ним поехали к композитору Гия Канчели. Георгий Николаевич поставил ему запись Yesterday и сказал, что хочет такую же хорошую песню. И на следующий день появилась «Чито-грито». Гениальную вещь сделал.

— Как вы, теплолюбивый человек, снимались в 30-градусный мороз?

— Ну, как? Работа есть работа. Тогда в Москве мороз стоял жуткий. А я должен был, по сюжету, сниматься в плаще. И мне костюмеры дали утепленный вариант, на подстежке. Но я попросил, чтобы мне подстежку сняли. Вот так и снимался. (Смеется.)

— Вас, наверное, за кадром ждали с теплым одеялом и коньячком?

— Нет. Ничего такого не было. Я даже не простудился. А вообще, на съемочной площадке было очень хорошо. Все любили друг друга, подшучивали, заботились. Георгий Николаевич приглашал нас к себе в гости, угощал. Было здорово. И холодно. (Смеется.)

— Вы так и не исполнили свою мечту — самостоятельно полетать на вертолете?

— К сожалению, моя мечта не исполнилась. Во время съемок меня пускали за штурвал, но я сам не позволял себе этого. А позднее я поднимался в воздух, но мой вертолет был с двойным управлением и меня подстраховывал настоящий пилот. Так и не научился летать.

— Как фильм повлиял на вашу жизнь?

— Меня все достали после этого фильма. Весь Советский Союз. Писали письма, которые доходили даже без адреса. Было написано: «Тбилиси, Мимино». Просили денег или, наоборот, присылали подарки, хотели выпить со мной, звали на торжества и свадьбы. Было много чего, но могу сказать, что это было большое счастье.

812


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95