Оскар Рабин — это целая веха в истории отечественного искусства. Один из основателей неофициальной художественной группы «Лианозово» и организаторов «бульдозерной выставки». Нонконформист, которому пришлось покинуть родину в конце 1970‑х годов и переехать в Париж. Сам он себя назвал реалиатом и действительно рисовал реалии советской жизни. Ему было 90, и он не переставал работать. Художник скончался во Флоренции от сердечного приступа накануне открытия своей выставки.
Незадолго до кончины Оскара Рабина его навещал в больнице режиссер Александр Смолянский — один из авторов фильма «Оскар», посвященного художнику, картину покажут в Москве 12 ноября на кинофестивале в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына. Вот что режиссер написал в своем блоге: «Десять дней назад мы с женой навещали Оскара во флорентийской клинике. Там он проходил реабилитацию после травмы бедра. Увидев гостей, Оскар почти по-детски обрадовался: «Ну раз ко мне снова ходят гости, значит, я уже не в больнице, а дома». Как всегда, сдержанно, не спеша показал несколько рисунков, сделанных в больнице. Развернулся в кресле-каталке и, чуть усмехнувшись, сказал, что новые впечатления пошли на пользу — пошли один за другим рисунки, легко, как в молодости. На койке лежал очередной, начатый в то утро рисунок. Умер, занимаясь своим делом, как Мольер на сцене».
После сообщения о смерти знаменитого мастера появились самые разные версии по поводу места и причины кончины. Мы связались с Александром Смолянским, и он рассказал, что художник действительно умер от сердечного приступа.
— Да, от сердца. Умер вчера вечером (7 ноября — М.М.), во флорентийской больнице. Приехал туда со своей выставки на Корсике посмотреть место, где должна сегодня открыться его выставка. Упал. Ему мгновенно сделали операцию, все прошло хорошо. А вот сердце не выдержало.
— Выставка все равно будет открыта?
— Таня (вторая жена Рабина, Татьяна Лысак-Полищук. — М.М.) вчера была в таком состоянии, что я не решился спросить про выставку. Очень надеюсь, что откроется, Оскар очень хотел, чтобы его картины смотрело побольше народа, никому не отказывал в посещении мастерской и был совершенно счастлив, что мы в фильме показали столько его картин, с детским изумлением спрашивал: ой, а где вы это нашли, я про эту картинку давно забыл! На выставке должны были быть и несколько работ Тани.
Как нам стало известно, Оскар Рабин будет похоронен в Париже, где жил с 1978 года, после вынужденной эмиграции из СССР. Художнику пришлось уехать через несколько лет после «бульдозерной выставки» — одного из первых публичных показов неофициального искусства в СССР. Уличную выставку в Беляеве разгромила милиция при помощи поливочных машин и бульдозеров, отсюда и название всемирно известного события, ставшего поворотным в истории отечественного искусства. Сегодня участники того вернисажа — Немухин, Мастеркова, Комар, Меламид и, конечно, сам Рабин — признанные классики. За границей искусство Оскара Рабина пользовалось большой популярностью — он постоянно выставлялся в музеях и галереях, его работы успешно продаются на аукционах. Рабин был обласкан вниманием, но никогда не зазнавался. Двери его парижской мастерской всегда были открыты для гостей.
На родине после распада Советского Союза его работы тоже часто выставлялись. После перестройки состоялось несколько знаковых выставок — в Русском музее, ГМИИ им. Пушкина и Третьяковской галерее. Нынешний год, юбилейный для мастера, был отмечен серией проектов, среди которых выставка «Два пути» в замке XV века Palazzo Di Cosimo Ridolfi, открывать которую должен бывший министр культуры, посол России в Ватикане Александр Авдеев, а также фильм «Оскар» Евгения Цымбала и Александра Смолянского.
— Я так рад, что мы успели показать столько его картин и фотографий в фильме, — сказал «МК» Смолянский. — На день рождения я ему показал еще сырой вариант. Обычно сдержанный, Оскар даже прослезился и сказал: я счастлив. Наконец-то все расставлено по своим местам. И так здорово, что успели показать Оскару первые рецензии после московских и питерских показов. В предыдущем фильме этого проекта («В поисках потерянного рая») Олег Целков у нас говорит, что художник возникает только после смерти. Посмотрим теперь, прав ли был Олег, или Оскар оказался исключением и стал легендой еще при жизни.
Оскар Рабин и правда легенда. Он останется в истории искусства не только как уникальный, самобытный художник-новатор, но и как мастер, который всегда боролся за свободу в искусстве.
— Оскар Рабин — одна из важнейших фигур отечественного искусства. Он не российский и не французский художник, а советский. Это центральная фигура советского андеграунда середины 1950‑х — конца 1970‑х годов. Он классик, и этим все сказано.
Мария Москвичева