Показ фильма «Смерть Сталина» в кинотеатре «Пионер» вызвал бурю эмоций и не меньше вопросов. В первую очередь к Министерству культуры. Например, как работать кинотеатру, если оригинал прокатного удостоверения приходит за день до выхода фильма на экраны? Что отвечать зрителям на вопросы о репертуаре ближайших выходных? Говорить, что мы и сами не знаем, что в нашем учреждении культуры творится? Как показывать рекламные ролики? Опытные прокатчики уверены: если дело так пойдет, то рынок провалится со свистом, полетит в тартарары.
Дату в прокатном удостоверении стали указывать три года назад, таким образом открыв ящик Пандоры. Что вообще произошло в головах людей, очнувшихся после новогодних каникул, если они решили запрещать фильм, заранее зная, что он давно куплен одной из наших компаний. Об этом стало известно еще в сентябре, сразу после премьеры «Смерти Сталина» на крупнейшем мировом кинофестивале в Торонто. Почему не запросили, не посмотрели его в срок? Разве с тех пор что-то в фильме изменилось и его перемонтировали? «МК» одним из первых написал о «Смерти Сталина» после показа фильма на одном из европейских кинофестивалей класса «А» в Таллине. Кстати, картина будет закрывать в начале февраля и один из самых значимых фестивалей авторского и экспериментального кино в Роттердаме.
А что же было в день премьеры у нас? Один из самых уважаемых наших киноведов Елена Стишова рассказала о том, как ее посетила 25 января, имея заранее купленный билет. По словам Елены Михайловны, она до последнего не верила, что показ состоится, шла с некоторым беспокойством по поводу того, не бросят ли ее на штыки. Но все было спокойно: «Ни толпы, ни ажиотажа. Много людей в возрасте. Какие-то корреспонденты с камерами задавали вопросы, в том числе и мне, не оскорблены ли мои патриотические чувства этой картиной. Я ожидала увидеть ничтожную поделку, но оказалось, что это динамичная, хорошо смонтированная картина. Совершенно очевидно, что сценарист и режиссер внимательно все изучили, в том числе и апокрифы, знают российское кино. Как элегантно они откликнулись на цитату из фильма «Хрусталев, машину!» Алексея Германа-старшего. Помните, как Берия в кадре орет: «Хрусталев!». Для людей моего поколения ничего нового в «Смерти Сталина» нет. Да в ней нет и никаких претензий на историческую правду, нет портретного грима, и это сделано специально. Конечно, славы бы «Смерть Сталина» не сыскала, если бы не запрет на ее показ. А кинотеатр достоин похвалы. Он доказал, что костлявая рука Минкульта не всюду может дотянуться. Собственное реноме авангардного кинотеатра его руководителям оказалось дороже необходимости заплатить штраф, который, говорят, им теперь грозит».
Наш коллега, побывавший на показе на следующий после премьеры день, и тоже по заранее купленному электронному билету, решил перезвонить в кинотеатр и уточнить, состоится ли сеанс «запретного» фильма. Его заверили, что все будет. Зал по-прежнему был полный, и все проходило мирно и спокойно. Билеты проданы до конца месяца. У кассы дежурили два милиционера, была охрана в лице двух людей в форме у входа в кинотеатр. В день своего рождения, 26 января, пришел на показ телеведущий Леонид Парфенов. «Смерть Сталина» ему понравилась, посмотрел он ее с удовольствием. У кого-то из зрителей сложилось в день премьеры ощущение, что привели в зал «подсадных уток», вроде дамы в шубе, громко осуждавшей картину на камеры. Впрочем, это могло быть и вполне искреннее впечатление. Все люди разные, с разным опытом и вкусом.
Что будет на этот раз с непокорными? Вопрос, на который нет четкого ответа. Дело новое, непонятное, поскольку никогда еще не отзывалось прокатное удостоверение у фильма. Возникает и еще один конкретный вопрос: что, собственно, является официальным отзывом прокатного удостоверения? Где это прописано? Уведомление о запрете, скорее всего, должно быть послано по почте. Но в один день тут не обернуться. В общем, никто не понимает, что происходит. Другое дело, какие инструкции последуют за этим, что еще придумают наши «мастера около культуры».