Прежде всего стоит сказать о том, что идея разделения экранизации романа братьев Стругацких на два фильма, появившихся в прокате с практически полугодовым интервалом, обернулась серьёзной продюсерской ошибкой. Кассовые сборы ленты «Обитаемый остров. Схватка» упали относительно первой части едва ли не втрое. И вполне сопоставимый с голливудским общий бюджет амбициозного кинопроекта в итоге так и остался по принятому у нас нынче выражению «не отбитым» (а поскольку выход на экраны «фильма второго» сопровождался отдельной рекламной кампанией — пускай и не столь мощной, как в случае «фильма первого», — можно, наверное, предположить, что его арифметика только лишь усугубила минусовые показатели, а отнюдь не удвоила предвосхищавшуюся организаторами прибыль).
И ведь на финансовый кризис тут не
Да что это мы, собственно, всё про деньги да про коммерцию. Мало ли разве знаем хороших, а то и просто выдающихся произведений кинематографического искусства, которые оказывались совершенно несостоятельными в качестве продукта в экономическом плане? Ведь непреходящая ценность их оттого ничуть не уменьшается, а может быть, даже наоборот… Но в данном случае уж больно напоказ выставляли производители свои колоссальные затраты, уж больно кичились вложенными в картину средствами — мол, даже для записи саундтрека использовались не абы какие инструменты, а гитары, некогда принадлежавшие звёздам мировой рок-музыки первой величины. И потому очень трудно удержаться от того, чтобы не поиронизировать теперь по поводу итоговых результатов очередного «нашего ответа Голливуду». Мы в принципе уже успели привыкнуть к тому, что всякий доморощенный блокбастер вылупляется под соусом именно «нашего ответа», но на сей раз отечественные кинематографисты недвусмысленно давали понять: все предыдущие попытки представляли собой так себе, детский лепет, на сей же раз нам предстоит увидеть ответ действительно адекватный. «Обитаемый остров» — это схватка с Голливудом«- именно так, а не иначе было озаглавлено одно из интервью с
Первопричина сложившегося положения вещей заключена, на наш взгляд, в изначальной неправильности — это мягко говоря — установки на максимально широкий охват аудитории. Бондарчук с Роднянским вознамерились создать полотно, равно интересное самым разным категориям населения. И сорока-пятидесятилетним поклонникам творчества Стругацких со стажем, и юным девицам, кои мыслились, надо думать, в качестве ресурса для будущего фан-клуба симпатичного и стройного артиста Василия Степанова, выступившего в главной роли. И отрокам, что ценят на экране главным образом пальбу, «драчки» и прочий экшен, и, условно говоря, оставшимся представителям либерально-демократической интеллигенции, которые должны были — согласно свойственным им особенностям мироощущения — провидеть, не столько даже в кадре, сколько «за» ним, долгожданное смелое общественно-политическое высказывание художника плюс любимую «фигу в кармане» и тому подобные материи. Но всем сразу, что хорошо и давно известно, угодить нельзя. Получившееся не устроило никого: одних по причине явственно ощутимой «нищеты философии», слишком уж сильной по сравнению с первоисточником, игры на понижение в плане содержания идейно-нравственного. Других — благодаря тому, что спецэффекты и всё прочее, относящееся к зрелищной стороне, всё равно, как ни старайся, выглядят пока в российском воплощении не очень умелым подражанием заокеанским образцам. А потому зачем, по известной цитате, предпочитать оригиналу списки?
И фильм второй все эти вопросы и проблемы не то чтобы усугубил, но окончательно закрыл. Если в первой части ещё была хоть
Есть ещё одна ёмкая и хорошая фраза — «Гора родила мышь». Но здесь, кажется, и её-то можно употребить с большой натяжкой. Нужно заявить прямо: гора умудрилась вообще ничего не родить. Беременность, как выясняется, оказалась ложной.
Н. ПОСТРЕЛ