«Врата Рая» (1980) – худший голливудский фильм в продюсерской версии и один из лучших в режиссерской. Как же так вышло и кто виноват?
Ни с кем так сурово не обошлась история кино, как с Майклом Чимино.
После «Охотника на оленей» – фильма, который можно назвать одним из лучших в мире, принесшего режиссёру охапку «Оскаров», все ждали следующий фильм. Он не должен был быть хуже, иначе случилось бы то, что и произошло с этим режиссером: колоссальные убытки, отсутствие спонсирования, безвестность, жёсткая критика и... «Золотая малина» – антипремия, антиоскар за сомнительные достижения в области кинематографа. Всё, кроме последнего, имеет вес и свою силу, чтобы уничтожить великого художника раз и навсегда.
И это обидно, ведь номинанта на «Золотую пальмовую ветвь» погубила правка продюсеров, которые говорили, что никто не выдержит 3,5 часа почти бессюжетной мути.
И они ошибались!
После феноменального и оскароносного успеха «Охотника на оленей», Майклу Чимино было дозволено всё. Репутация заработана, но бюджет в размере 44-х миллионов долларов себя не окупил. Фильм собрал лишь 3 с половиной и это до сих пор – самый сокрушительный провал в истории Голливуда, учитывая инфляцию...
Когда вышла режиссёрская версия фильма (три с лишним часа) фильм был признан шедевром и самым незаслуженным провалом в истории кино! А прибавьте к этому молодого Кристофера Уокена в фильме и богоподобную операторскую работу Вилмоша Жигмонда...
Жаль только всю гениальность фильма поняли слишком поздно, а карьеры режиссёра и исполнителя главной роли Криса Кристофферсона были погублены.
А тем временем, сказать, что фильм красив – означает поставить крест на своём словарном запасе, но говорить другие слова бессмысленно. Достаточно просто посмотреть его.
Если смотреть «Врата Рая» сегодня, без оглядки и скидки на то время, можно увидеть фильм, который неспешно рассказывает Жизнь. Такую, какая она есть. Рассказывает почти без слов, но очень красноречиво: с помощью камеры гениального оператора Вилмоша Жигмонда. А когда вступают слова, которые рождаются из этой тишины или гитарного аккомпанемента, сердце ликует от того, что так можно играть. Что так можно рассказывать историю. Что так можно сопереживать. Что так можно снимать фильмы. Что так можно три часа сидеть и смотреть его, не отрываясь.
Пригласив Криса Кристофферсона, Изабель Юппер и Кристофера Уокена, с которым Чимино уже работал в «Охотнике на оленей» (он принес обоим «Оскар»), он создал равнобедренный любовный треугольник: что каждый из героев достоин любви и уединения где-то на краю земли, где нет желчи и грязи людского мира.
Прокатная версия, урезанная продюсерами, короче на целый час. Это вандализм! Убрать столько подробностей, которые так любовно были сделаны режиссёром! Купировать сюжетные линии и взаимоотношения главных героев! Сделать фильм самым большим кассовым провалом в истории, думая только о деньгах.
Мы опять становимся свидетелями постоянной людской рубрики «Деньги! Деньги! Деньги!».
Продюсеры отрубили руку, которая их кормила.
Я сознательно стараюсь избегать подробностей сюжета и фабулы, чтобы каждый сам обнаружил магию этого фильма. Его настроение и молчаливый магнетизм. Конечно, стоит смотреть только режиссёрскую версию, в который только, пожалуй, есть только один минус: он слишком хорош избыточная финальная сцена в пыли, неразборчиво снято.
И тут дело именно в режиссёре, потому что понять «кто есть кто» в этой сцене – невозможно, а значит невозможно сопереживать. Такую же ошибку повторит Оливер Стоун, снимая фильм «Александр», кто видел сцену боя с персами в пустыне – поймёт, о чем речь. Поймут меня и те, кто всё-таки посмотрит «Врата Рая».
Можно снять масштабно, можно снять правдоподобно – с конями и пылью, но за этим может потеряться главное – сопереживание.
Теперь же «Врата Рая» открыты для всех. Сейчас мы имеем ту версию фильма, которая должна была существовать изначально, которую сейчас называют шедевром и самым незаслуженным провалом в истории кино. Сегодняшние мы можем посмотреть этот фильм без пелены ожидания того, что этот фильм обязан быть лучше, чем предыдущий «Охотник на оленей». Без предвзятого отношения критиков того времени.
И главное: это тот самый фильм, который снял для нас Майкл Чимино.
Сергей Брыляков