Мир устроен так, что физические возможности людей кардинально различаются.
А уж если кому-то не повезло, и он от рождения, либо после воздействия тяжёлых жизненных обстоятельств получил увечья, включается следующий сценарий: собирается врачебный консилиум, заполняет уйму бумажек и выносит решение об унижении человека,
припечатывая члена общества иностранным словом «инвалид».
«Недействующий», «неработоспособный», другими словами — «непригодный для жизни в обществе», как бы грубо это ни звучало.
Предчувствуя бунт среди читателей, поясню: мне хочется, чтобы людей не делили на своих и чужих, и именно поэтому я поднимаю этот вопрос.
В последние годы в обществе наметилась тенденция включения инвалидов в общество, и в обиход вошло новомодное слово «инклюзия». Это явление, при котором общественная среда адаптирована под особенности отдельного человека и его нужды.
Например, в соответствии с законом об образовании каждый человек имеет право на получение образования. Это означает, что начиная с детских садов и заканчивая университетами, все учебные заведения должны иметь материально-техническую, программную, кадровую возможности для принятия на обучение человека с так называемыми ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Развитие инклюзивной среды требует немало времени, сил и средств, хотя сейчас она меняется всё быстрее.
В этой аббревиатуре мне не нравится «О» — «ограниченные». Можно подумать, в сравнении с ними все остальные «безграничны».
Никому из нас просто не хватит жизненного пути, чтобы всё усвоить и развить, каждый ограничен своим собственным уровнем знаний, умений и навыков.
Наш язык так богат, что в нём наверняка есть слово, обозначающее особый статус человека, но не низводящее его до неполноценности и ограниченности.
О какой ограниченности может идти речь, если многие «инвалиды» могут дать фору здоровым людям в любви к жизни, в настойчивости, проявлении воли к победе, в стремлении быть наравне со всеми и доказать обществу, у условностей нет ничего общего с реальностью?
Наша паралимпийская сборная из раза в раз показывает своими результатами безграничный запас сил, воли, стремления к мечте и победе, «запаса прочности».
Эта тема крайне важна для меня с профессиональной точки зрения. Я педагог-психолог инклюзивного образования. Моя работа заключается в адаптации людей с безграничными возможностями, которые многому могут научить тех, кто ставит штампы.
Буду рад вашим комментариям.
Дмитрий Плескачев