Льюис Хэмилтон в минувшее воскресенье вступил в элитный клуб гонщиков, которым за карьеру удавалось выиграть пять или больше чемпионатов «Формулы-1». До сих пор в него входили только Хуан Мануэль Фанхио и Михаэль Шумахер. Вступил он туда на Гран-при Мексики, где был лишь четвертым, чего с запасом хватило, чтобы досрочно оформить очередной титул. Что-то, однако, подсказывает, что Хэмилтон уже через несколько лет может стать не просто участником элитного клуба, а рекордсменом. Учитывая амбициозность британца, его постоянное стремление к совершенствованию, подкрепляемые техническим совершенством машин команды Mercedes, можно не сомневаться, что 33-летний гонщик как минимум попытается обойти Шумахера с его казавшимися еще не так давно неперебиваемыми семью титулами.
Чемпионат мира «Формулы-1» 2018 года еще не закончился, впереди еще две гонки, но букмекеры уже принимают ставки на победителя первенства 2019 года. И снова очевидным фаворитом они считают Льюиса Хэмилтона. William Hill, к примеру, котирует его с коэффициентом 2,0 против 4,0 на Себастьяна Феттеля и 5,0 на Макса Ферстаппена. Такая вера в чемпионские перспективы британца в ситуации, когда впереди межсезонье, за которое соотношение сил в «Формуле-1» может измениться, на первый взгляд представляется чрезмерной. Но в действительности букмекеры не так уж и рискуют. Как показывает история его выступлений в «Формуле-1», он с каждым годом становится только сильнее.
А ведь уже подросло поколение болельщиков, которым трудно представить, что каких-то 11 лет назад Хэмилтон воспринимался как своего рода Золушка в мире автогонок. Еще бы: выходец из семьи эмигранта из Гренады, который из кожи вон лез, чтобы дать сыну возможность гоняться, вдруг получает приглашение в McLaren и с ходу не только затыкает за пояс двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо, лишая того привилегий лидера команды, но еще и бьется за титул, который ускользает от него лишь в самый последний момент. Год спустя Хэмилтон становится чемпионом, и тут уже британские медиа возносят его на вершину, до которой ранее добирались разве что звезды английского футбола. А оттуда только два пути: или еще выше, в ранг легенды, или кубарем вниз, в большую кучу тех, кто не оправдал надежд. Причем второй путь куда легче.
Долгое время казалось, что сделать еще раз, как в 2008-м, Хэмилтону уже не удастся. McLaren вошла в кризис, из которого не выбралась до сих пор, в «Формуле-1» наступила эра Red Bull и Себастьяна Феттеля, с 2010 по 2013 год наштамповавшего четыре титула, а Хэмилтон был вынужден довольствоваться четвертыми-пятыми местами. Для человека, однажды побывавшего чемпионом, это очень некомфортное состояние. Некоторые, например Фернандо Алонсо, который после двух титулов, 2005 и 2006 годов, так и не сумел вернуться на вершину, от такой рутины киснут. Некоторые попросту перегорают. Как Нико Росберг, в позапрошлом году все-таки обыгравший Хэмилтона, но решивший, что больше в таком ритме он существовать не готов, и неожиданно объявивший о завершении карьеры. Но Хэмилтон не только не скис и не перегорел, а, напротив, становился все сильнее. Даже несмотря на то, что ему очень часто откровенно не везло и в 2014 году (Хэмилтон к тому моменту уже перебрался в Mercedes), согласно опросу издания Racemag, его даже признали самым невезучим гонщиком 20-летия. Но, как не раз отмечал шеф команды Mercedes Тото Вольф, уникальной чертой Хэмилтона является его постоянное стремление к совершенству. «Даже когда все идет хорошо, он думает над тем, как сделать еще лучше. А когда возникают проблемы, он не паникует, сохраняет спокойствие и снова работает над тем, чтобы стать сильнее»,— отметил менеджер.
По иронии судьбы именно 2014-й стал годом, когда Хэмилтон не просто вернулся на вершину, а, можно сказать, воцарился в «Формуле-1». С тех пор за пять сезонов он четырежды становился чемпионом. Чем это было обусловлено в большей степени, талантами самого Хэмилтона или скоростью Mercedes, оказавшихся лучшими с первых дней турбогибридной эры в «Формуле-1»,— вопрос дискуссионный. Представители армии фанатов Ferrari в большинстве своем склоняются ко второму варианту, полагая, что на «самовозе», которым располагает Хэмилтон, чемпионом стал бы кто угодно. Болельщики Mercedes, напротив, наверняка отметят, что никакого бесспорного технического превосходства у «серебряных» как минимум в этом и прошлом годах не было (кстати, позиция, не лишенная оснований, если учесть, что и в 2017-м, и в 2018-м Себастьян Феттель лучше начинал чемпионат), а побеждал Хэмилтон исключительно за счет собственных способностей.
Истина, как водится, где-то посередине. Да, Хэмилтон был быстр и надежен. Но если бы Феттель по ходу сезона не допускал глупых ошибок, таких как в Германии, где он на ровном месте въехал в стену (к слову, сам немец именно эту гонку считает переломной в противостоянии за титул), чемпион, скорее всего, не определился бы досрочно. Но все это уже не имеет значения.
Важно, что Хэмилтон стал лишь третьим в истории гонщиком, выигравшим чемпионат не менее пяти раз. Столько же Кубков у блиставшего в 1950-е годы Хуана Мануэля Фанхио, на два больше у Михаэля Шумахера, имя которого стало своего рода синонимом скорости. Но если еще пару лет назад казалось, что рекорд великого немецкого гонщика не покорится больше никому, то теперь за него тревожно. Ведь нет никаких оснований предполагать, что связка Хэмилтон—Mercedes вдруг станет слабее. А на что она способна, все уже видели.
Александр Петров