У машины в наше веселое время я наблюдаю три основных функции.
Первая — декларируемая — средство передвижения, то есть нечто заменившее кому лошадь, кому телегу (карету). То, что позволяет изменять соотношение «время — расстояние». Эта функция машины, как водится при ее очевидности, на самом деле весьма спорная и относительная. Довольно редки случаи, когда перед нами альтернатива: долго пешком или быстро на своем авто. Наоборот, в условиях городских пробок машина часто замедляет перемещение. Второе назначение машины — второй дом. Подтверждением этого значения становятся постепенно переезжающие в машину вещи, финтифлюшки, коллекция музыки, обустройство мини-офиса (пусть хоть подставка под телефон), телевизоры. В машины перемещается большая доза общения как телефонного, так и личного. Многие ценят время в машине как возможность подумать... Это дом — в плане особого личного (иногда разделяемого с семьей) пространства. Это то, чего вы никак не получите ни в метро, ни в автобусе. И именно поэтому люди так стремятся к наличию машины и часто настойчиво вопреки логике «время — расстояние» перемещаются на ней.
Но вот еще есть третье назначение, которое многие стали уже осознавать, некоторые озвучивать. Машина не безликое свое пространство, в которое прячешься, это скорее панцирь, вторая кожа, одежда. Нечто личное, обозначающее границы себя дальше тела.
Когда человеку пытаются объяснить что-то про биополе, энергетическое тело, личное психологическое пространство (суть одна, названия разные), часто приводят пример с лифтом. Именно в нем на простом ощущении «комфортно-некомфортно», можно почувствовать свои и чужие границы.
Когда много лет назад (около пятнадцати) один профессионал водитель объяснял мне, новичку, основную идею безаварийного и комфортного вождения, он привел близкую ему метафору «хорошей игры в футбол». «Нужно держать поле, — говорил он, — то есть видеть, охватывать всю окружающую ситуацию: кто где стоит, что собирается или вообще может сделать». Это хорошая работающая метафора. Чем раздражают нас неопытные водители? Неким отсутствием чувства. Они могут соблюдать все правила очень тщательно, но будут неуклюжи, непредсказумы, нелепы. В остальном же наш мегаполис — больше лифт, чем футбольное поле. К сожалению. Особо не разыграешься.
«Вам на какой?» — «Выходите? Пропустите!»
Кто-то готов пообщаться, кто-то мрачен и самодоволен или «самонедоволен»...
И тут тоже хочется и свой комфорт сохранить, и другим не мешать, а то и улыбнуться.
Перескажу историю, подаренную мне недавно хорошим человеком.
Лена ехала на своем седане в слегка задумчиво-расстроенном состоянии. Не очень удачно перестроилась — услышала сзади возмущенный длинный сигнал. Черный «ниссан» резко обогнул ее и затормозил. Она остановилась, на всякий случай прикрыла окна-двери, приготовилась к разборке. Вышедший водитель был определен ей положительно: «бить не будет». Он излил на женщину свое расстройство и возмущение, она извинилась. Двинулись дальше.
Несколько дней Лена переживала (такой уж она человек), что испортила человеку настроение, дорогу, может быть день...
На второй день съезжающий с обочины КамАЗ ее не заметил и поцарапал машину. Наверное, не надо объяснять, что он отделался штрафом, а ей пришлось мотаться по ГИБДД, страховщикам и сервисам. Нервы эти частично компенсирует ей понимание происходящего. Понимание того, что в плохом психологическом состоянии она на дороге в опасности. И не только сама плохо «чувствует поле», но и ее чувствуют плохо. По той же причине хорошая езда радует, как дружеская вечеринка.
Надеюсь, меня не обвинят в излишней иррациональности...
«НУ, ДАВАЙ, ЗАВОДИСЬ!»
Сынишка смотрел мультсериал «Хаос на ферме», заинтересовалась услышанным, присмотрелась. Шла серия про дикие трактора-мустанги, фраза старого петуха: «Когда я был цыпленком, трактора — это были просто машины, а теперь у них как будто собственное сознание».
Женщины разговаривают с машинами. Да, это так. Все или почти все. «Пожалуйста, заводись!» — каждое утро. «Потерпи немного!» — когда бензин кончается, или в сервисе оставляют. «Ну, давай же!» — на обгоне по встречной.
Мужчины в основном с машинами не разговаривают. Как говорит мой старший: «Это всего лишь техника». Хотя на самом деле он так не считает. Максимум, пожалуй, что слышат авто от мужчин, это разные ругательства и что-то вроде знаменитого: «Будь проклят тот день!..» Хотя некоторые, по моим наблюдениям, уже попали под «дурное влияние».
ПОЗОВИ МЕНЯ ТИХО ПО ИМЕНИ
У большинства женских машин есть имена. Интересно при этом поразмышлять над тем, что у многих мужчин машина все-таки «она» — машина, техника, «копейка», «десятка»... Это те машины, которые долгожданные, как жены, приобретались с трудом, холились и лелеялись, под которыми проводили выходные, или те, которые приобретаются, как любовницы, для кайфа и престижа.
Есть еще категория техники для охоты, тяжелой работы, грубой силы, те скорее с мужскими кличками. Так имя «Мерседес» (ударение на второе «е») превратилось в «мерина».
А что у женщин? Лично у меня были Муся, Ласточка, Шурик, Бродяга, Подруга, Джек... У каждой машины свой облик и характер. Как-то был у меня «безлошадный» период, и повезло — одна знакомая, уезжая, попросила «присмотреть» за новой машиной. Это была «пятерка», весьма неудобная и капризная. По дороге в аэропорт, пока я примеривалась к управлению, Маша объясняла: «Сначала, когда я купила, она была Люся, а потом решила стать Люком. Теперь он — Люк, но, похоже, не до конца, видимо, у него поэтому трудный период и он взбрыкивает». Было понятно, мы с Люком поладили...
Женщины относятся к автомобилям как к домашним животным — выбирают долго и настойчиво, а потом берут вдруг понравившееся, определяют пол по видимым и невидимым признакам, дают клички, жалеют, злятся, обижаются, скучают... Тоже не все, конечно, но очень многие.
МУЖИК НА «КОПЕЙКЕ»
Почему (замечали?) говорят обычно «мужик на джипе», «мужик на «Оке», но «блондинка на машине», «брюнетка на машине»? На первый взгляд выходит, что машины отражают индивидуальность мужчин, а то и создают ее, по крайней мере на дороге. А женщины сохраняют стиль жизни и за рулем разных авто.
Конечно, все это обобщения и частные, пусть и частые случаи. Есть еще дедушки и бабушки за рулем, есть женщины с мужским стилем и мужчины без стиля, есть семейные машины и корпоративные...
ЧТО ЗА ВСЕМ ЭТИМ БУДЕТ
Грядет эра личных самолетов и космических аппаратов, будут и женщины, и мужчины за штурвалами. Какие отношения будут у них всех, интересно, правда?
Пока же, перебравшись в деревню, называем ослиху Хондой, кроликов — Мини и Купером, коня — Бумером...
Юлия Жемчужникова
http://www.psyh.ru