В летнем кинотеатре Garage Screen — российская премьера синефильского романа воспитания «Мои провинциалы», впервые показанного в «Панораме» Берлинского кинофестиваля. Фильм о буднях юных киноведов в Париже снял преподаватель самой престижной французской киношколы La Femis Жан-Поль Сивейрак, смешав «полевые» наблюдения за своими воспитанниками с цитатами из классики мирового кино
Длинноволосый юноша Этьен, не доучившийся на философском, проводит последнюю ночь в родительском доме со своей школьной любовью и отправляется на вокзал. Скоростной поезд TGV везет его в столицу: Этьен поступил на киноведческий факультет университета Париж VIII, где начнется его новая жизнь и появятся новые друзья — отзывчивый Жан-Ноэль и заносчивый Матиас. Звонки домой станут все реже — Этьен готовит дебютную короткометражку (да-да, киноведы в Париже снимают кино) и втягивается в сумбурную жизнь парижского студенчества, где все со всеми спят, регулярно ссорятся насмерть и, конечно, без конца мелют языком.
Ближе к началу «Моих провинциалов» Матиас — помимо прочих дежурных замашек начинающего гения — заявляет, что ему надоели «французские фильмы про нытье», и это, кажется, самоироничная реплика. Среди других своих достижений французское кино удивительно тем, что породило множество выдающихся картин, состоящих в основном из болтовни (кинематографы других странах могут похвастаться лишь отдельными удачами в этом сложном жанре). «Мои провинциалы» относятся именно к этой традиции. Стоит Этьену заселиться в парижскую квартиру, как он тут же оказывается втянут в разговор про Pussy Riot, далее в программе — десятки впроброс упомянутых кинорежиссеров, дискуссии о революции, выяснения отношений; есть сцена, где главный герой и его соседка минут пять обсуждают, будут ли они заниматься сексом, цитируя при этом Блеза Паскаля. Мало что может быть более французским — разве что классический фильм Эрика Ромера «Моя ночь у Мод», где такой же диалог в тех же обстоятельствах занимает половину действия. Кстати, и название картины Жан-Поля Сивейрака отсылает к Паскалю: Этьен читает труд «Письма к провинциалу» о философии морали.
«Мои провинциалы» сознательно встраиваются именно в литературный контекст — не только Паскаля и других авторов, упомянутых непосредственно в диалогах, но и жанра романа воспитания (для большего эффекта фильм даже разбит на главы с подзаголовками). Режиссер Жан-Поль Сивейрак больше 10 лет преподавал в самой престижной парижской киношколе La Femis, где и наблюдал превращение наивных старшеклассников в молодых режиссеров. «Мои провинциалы» — портрет художника в юности, когда еще не ясно, состоится ли он, собственно, в качестве художника. Фильм намеренно не отвечает на этот вопрос, и даже короткометражку, которые снимает герой, оценить не удастся — из его опуса мы увидим всего несколько секунд.
Зато на экране появляются продолжительные отрывки из «Заставы Ильича» Марлена Хуциева и «Саят-Новы» Сергея Параджанова. Здесь так много говорят о кино, часто называя не самые известные имена, что фильм может показаться герметичным, предназначенным для узкого круга синефилов. Это не совсем так: для Сивейрака обсуждения итальянских хорроров и Брессона — не самоцель, скорее профессиональный контекст, пейзаж мира, в котором живут герои фильма. Матиас, озвучивая, кажется, мысли автора, утверждает, что кино — важная часть жизни, способная «романтизировать мир» и тем самым изменить его к лучшему.
Юношеские метания Этьена могут показаться наивными, если не глуповатыми, но режиссер придает им достоинство и значительность, не оставляя зрителю возможности для снисходительно-высокомерного отношения. В конце концов, все через это проходили, хотя не все учились на киноведческом. Юношеская любовь, которая заканчивается не столько из-за того, что что-то случилось, сколько просто потому, что герои выросли и как-то друг с другом рассинхронизировались. Безнадежные попытки поддерживать чувства на расстоянии через телефон и Skype. Восхищение новым другом, граничащее с влюбленностью. Расставание, которое кажется трагедией апокалиптического масштаба. Сивейрак относится к героям с нежностью, и камера почти никогда не отдаляется от них, любовно рассматривая молодые лица.
В финале еще одного фильма о взрослении, «Отрочества» Ричарда Линклейтера, кто-то из героев говорит, что иногда не мы ловим момент, а «момент ловит нас». Фильм американца заканчивается там же, где начинаются «Мои провинциалы» — заселением в студенческую общагу, но фраза про момент могла бы стать девизом и Этьена. После нескольких глав в фильме есть эпилог, но это не значит, будто история героя завершена: сюжет открыт в будущее, и в нем — сотни возможностей и десятки новых историй.