В преддверии чемпионата мира, который откроется в Москве менее чем через два месяца, в и без того израненное неудачами сердце российского болельщика воткнулись еще две стрелы. Сборная нашей страны откатилась в рейтинге ФИФА на 66-е место, а тут еще российский футбол официально признан неуклюжим и косолапым.
Насчет косолапости не сочтите за насмешку, это скорее прямая ассоциация. По заказу Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ), организации, проводящей чемпионат России в высшем дивизионе, «Студия Артемия Лебедева» разработала новый логотип, который предполагается задействовать уже с начала следующего сезона, то есть с августа нынешнего года. Он-то и навея... Кроме того, из длинного названия турнира убрали (некоторым покажется, вполне обоснованно) слово «футбольная». Теперь он будет называться короче — Российская премьер-лига.
Ну а по поводу новой эмблемы в официальном сообщении говорится: «Студия Артемия Лебедева» использовала архетипичный символ страны — медведя с горящими от страсти глазами. Животное входит в состав пяти-угольного классического футбольного мяча, а цвета будут в красках флага России. Один из важных моментов, которые стремились отразить дизайнеры, — это соревновательный дух, присущий любому виду спорта«.
Такое вот объяснение с горящими от страсти глазами. Но если все-таки использовать глаза по назначению и приглядеться, то можно увидеть много интересного. Вполне допускаю, что кому-то новый символ верхушки пирамиды российского футбола и нравится, на вкус и цвет товарищей нет. Но на данный момент репутация в футбольном народе у отечественных мастеров мяча и без того не слишком высока (это если подыскивать самые мягкие выражения!). А тут еще предлагаются прямые ассоциации с косолапым, неуклюжим зверем. Зачем, спрашивается, лишний раз наступать болельщику на больную мозоль? Вот если бы медведя поставили себе на эмблему борцы, это бы еще куда ни шло. Но от футболистов все-таки народ ждет техники, легкости и изящества владения мячом, тактической выучки. Убейте меня, но медведь с этой игрой точно не ассоциируется. Конечно, в цирке медведи, бывает, и на велосипеде катаются, но едва ли кому придет в голову приглашать косолапого в качестве символа велогонок.
Да и слова про «горящие от страсти глаза» меня тоже смутили. Что бы там ни говорили футбольные снобы, а страсти на российских полях порой даже с избытком. А вот чего точно не хватает, так это мастерства. Ну как тут не вспомнить слова Георгия Ярцева, известного футболиста и тренера, возглавлявшего в свое время сборную России: «Я как футбольный специалист не люблю выражения „с горящими глазами“: в сумасшедшем доме много таких, но там в футбол не играют...»
Выбирать косолапого зверя символом нашего футбола — обрекать даже самых доброжелательных фанатов на поиск сходства формы и содержания всего того, что происходит на российских полях. А оно нам надо? Кроме того, легионеры из Бразилии, Аргентины, а также различных стран Африки, которые в сумме составляют весьма существенный контингент как по численности, так и по ударной мощи клубов РПФЛ, вполне резонно могут заявить, что у них на исторической родине медведи не водятся, а потому этот логотип для них является совсем диковинным и чуждым. А с таким настроением играть — самим мучиться и трибуны мучить.
И еще одна не слишком приятная сторона этой истории. Обычно, когда заказывают эмблему известной дизайнерской компании, предполагается, что новый образ будет оригинален и узнаваем. Между тем знатоки спорта при первом же взгляде на новый логотип сразу наморщили лбы: «Где-то мы нечто похожее уже видели!» А вот где — на майках баскетболистов из команды НБА «Мемфис Гриззлиз»!
Дальше — больше. Этот логотип уже кажется знакомым не только баскетбольным болельщикам, но и людям, далеким от спорта. Москвичи сразу припоминают, что похожего медведя с пятиугольной головой видели в парикмахерской «Барбершоп «Медведь».
«Как я воспринимаю случив-шееся? — недоуменно переспрашивает управляющий парикмахерской Степан Демин корреспондента „Труда“. — Лично я — как воровство. Наш салон в центре Москвы работает больше двух лет, и этот медведь был нашей эмблемой с самого основания. Ее совместно разработали наш гендиректор Михаил Комаров и дизайнер Алексей Бусыгин. Он давно красуется на наших рекламных постерах. У меня даже на руке есть татуировка в виде этой пятиугольной медвежьей головы — вот, полюбуйтесь! О случившемся мы узнали в понедельник, когда многочисленные знакомые начали оповещать наших сотрудников об этой околофутбольной новости. Честно скажу: не ожидали. Это та самая простота, которая хуже воровства... Но так ведь дела не делаются!»
В пору моего детства в журналах «Веселые картинки» и «Мурзилка» очень популярными у малышей были игры типа «Найди 10 отличий». И потому небольшие различия (помимо покрасневших глаз) между медведем-парикмахером и медведем-футболистом я все-таки нашел. Вот они.
1. В РФПЛ контур головы медведя немного видоизменился до формы перевернутой избы. «Все у нас вверх ногами и через одно место?»
2. По сравнению с логотипом парикмахерской носу футбольного медведя придали форму бутылки. Видимо, намек на нарушителей режима, которые в РФПЛ «кое-где у нас порой» еще случаются.
3. Футбольного медведя раскрасили в триколор. Но если смотреть на последовательность трех цветов, то они почему-то соответствуют национальному флагу Франции, а не России.
Георгий Настенко