Сможет ли российская экономика приподняться при помощи Чемпионата мира по футболу 2018? В преддверии ЧМ хватает пессимистических оценок экспертов, которые считают: ничего, кроме долгосрочных убытков, он стране не принесет. А вот в правительстве подсчитали, что суммарный эффект для экономики России от чемпионата мира по футболу составит 1% ВВП. Мы попробовали разобраться, чего ждать России от мирового футбольного первенства на экономическом поле — победы или поражения.
Подсчитать экономическую эффективность предстоящего всемирного футбольного форума — задача вовсе не банальная. Хотя бы потому, что просто так сравнить доходы и расходы не получится. Например, источников этих самых расходов — множество, и по каждому, как говорится, своя бухгалтерия.
Что-то идет из федерального бюджета, что-то — из бюджетов задействованных субъектов Федерации, что-то вкладывают частные спонсоры, причем как отечественные, так и зарубежные, а что-то финансирует Международная федерация футбола (ФИФА), собственно, и проводящая чемпионат мира.
Направления этих денежных вложений тоже абсолютно разные: стадионы и спортивная инфраструктура, дороги и отели, нужные отнюдь не только для ЧМ-2018, проезд, проживание и размещение команд, сувениры и атрибутика...
Не меньше проблем и с учетом грядущих доходов: к примеру, выручка от продажи билетов считается легко, суммы, потраченные в России приезжими туристами, — уже сложнее, а построенные гостиницы и дороги будут окупаться еще долгие годы. В общем, пока в ход идут приблизительные оценки от разных аналитических групп и экспертов, которые дают весьма пеструю картину предстоящих прибылей и убытков.
Дебет-кредит мундиаля
Аналитики McKinsey подсчитали, что всего на подготовку к ЧМ-2018 потрачено 1,2 трлн рублей. Почти половину этой суммы — 630 млрд рублей — составили вложения в строительство и реконструкцию стадионов и аэропортов.
В долларах общая стоимость подготовки к турниру в России оценивается в $13,2 млрд (по среднему обменному курсу за 2013–2017 годы). Он станет самым дорогим чемпионатом мира по футболу, что, впрочем, полностью соответствует общей тенденции: каждый последующий мундиаль обходится дороже предыдущего. Южная Африка потратила $6 млрд на ЧМ-2010, для Бразилии стоимость ЧМ-2014 превысила $11 млрд.
Что же касается эффективности вложений, то в денежном выражении прирост ВВП России за инвестиционный период 2013–2018 годов составит 867 млрд рублей. Эксперты выделяют еще и долгосрочный экономический эффект, связанный с ожидаемым ростом туризма и развитием инфраструктуры. По предварительным оценкам, он составит 150–210 млрд руб. в год на горизонте пяти лет, говорится в исследовании.
В общем эффекте 86% приходится на влияние инвестиций и операционных расходов (746 млрд руб.), причем пик вложений в спортивную и транспортную инфраструктуру пришелся на 2016–2017 годы. Еще 14% в совокупном эффекте (121 млрд руб.) обеспечит приток туристов непосредственно в период проведения чемпионата.
Кроме того, мероприятия по подготовке и проведению ЧМ-2018 позволили создать 220 тыс. новых рабочих мест, преимущественно в строительной и туристической отраслях. Благодаря этому, утверждают авторы исследования, трудовые доходы населения увеличились на 414 млрд руб. в совокупности за 2013–2018 годы. Кроме того, чемпионат в течение еще пяти лет может ежегодно обеспечивать 140–200 тыс. рабочих мест, 60–90 млрд руб. дополнительных доходов населению, 20–30 млрд руб. налоговых доходов бюджету и 100–150 млрд руб. выручки малому и среднему бизнесу, рассчитали в McKinsey.
Однако выводы другого масштабного исследования об экономических последствиях ЧМ-2018, проведенного аналитиками международного рейтингового агентства Moody's, отнюдь не столь комплиментарны по отношению к России. Они свидетельствуют о том, что экономика нашей страны получит лишь краткосрочную экономическую выгоду от проведения планетарного первенства.
«Значительная часть экономических последствий уже ощущается за счет расходов на инфраструктуру, но даже в этой части эффект ограничен. Инвестиции в чемпионат в 2013–2017 годах составили лишь 1% от общего объема инвестиций», — говорится в обзоре агентства.
«Игры продлятся всего один месяц, и соответствующие экономические стимулы тускнеют на фоне экономики РФ, размер которой оценивается в $1,3 трлн», — пояснила старший вице-президент агентства Кристин Линдоу.
По ее словам, Moody's не считает, что чемпионат мира по футболу внесет весомый вклад в общий экономический рост страны. При этом авторы исследования признают, что в городах-хозяевах ЧМ-2018 произошло улучшение транспортной и коммунальной инфраструктуры, причем наибольшую выгоду от этого получат Мордовия и Калининградская область. Зато расходы на футбольное первенство негативно повлияли на государственные финансы в Санкт-Петербурге и Самарской области, что привело к росту общей задолженности этих регионов.
В ожидании потребительского бума
Главную и очевидную прибыль России от предстоящего мирового первенства должны принести туристы. В этом году развитие туризма увеличит ВВП дополнительно на 121 млрд рублей, в следующие пять лет — на 40–70 млрд ежегодно, отмечается в докладе McKinsey. Поток туристов из-за рубежа в регионы проведения ЧМ-2018 вырастет на 14–18%, российских туристов — на 10–26%. Во время ЧМ-2018 выручка 4–5-звездочных отелей может вырасти до 40%, 3-звездочных — до 15%.
Выиграет от чемпионата и товарооборот за счет прибывших туристов и болельщиков: им надо что-то есть, где-то жить, покупать сувениры. Чемпионат мира по футболу ускорит рост российской экономики на 1–2 процентных пункта во время его проведения — в июне и июле. На чемпионат мира в Россию приедет около 570 тыс. иностранных туристов, прогнозируют авторы исследования, основываясь на данных о продажах билетов на февраль 2018 года. Иностранные болельщики приедут в Россию в среднем на 12 дней. По расчетам экспертов, иностранные болельщики за месяц потратят в России порядка 141 млрд рублей.
Во время проведения в России чемпионата мира по футболу, как ожидается, резко вырастет оборот розничной торговли. Аналитик Euromonitor Дафна Касриел-Александер выделяет несколько сфер потребительского рынка, чьи доходы растут во время крупных спортивных турниров: алкогольные и прохладительные напитки, фастфуд и прочая еда на вынос, снеки, свежее мясо, а также HD-телевизоры, продукты, как-то связанные со страной-организатором, в том числе сувениры, смартфоны.
«Для многих потребителей чемпионат мира по футболу означает временное изменение всего их привычного жизненного уклада и потребительских привычек, — отмечает Касриел-Александер. — Работа и семья на несколько недель отходят на второй план, а основная жизнь и потребление концентрируются вокруг группового просмотра телевизора». Именно это, по словам эксперта, и становится определяющим фактором на потребительском рынке на целый месяц — болельщики оккупируют бары, скупают в магазинах пиво и закуски для организации домашних вечеринок, растут продажи энергетических напитков и протеиновых продуктов для преодоления последствий возлияний перед телеэкраном...
Продовольственные ритейлеры, отели и транспортные компании получат временное увеличение выручки на период проведения мундиаля, констатируется в исследовании Moody's. «Но эффект будет одноразовым, что не приведет к существенным изменениям деловых показателей и кредитных профилей компаний», — предупреждают его авторы. Больше всего в транспортном секторе выиграют аэропорты Москвы за счет увеличения пассажиропотоков, в том числе уже после мероприятия. А вот видимого эффекта на банковский сектор не ожидается вовсе.
Зато ЧМ-2018 может несколько ускорить инфляцию в России, полагает замдиректора центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов. По его прогнозу, чемпионат повысит рост цен на дополнительные 0,2–0,3 п.п. Таким образом, в период проведения матчей инфляция в годовом выражении будет не менее 2,5%.
Приехавшие в Россию болельщики создадут спрос на национальную валюту, однако влияние мирового первенства на курс рубля по сравнению с другими факторами будет незначительным. «В масштабах притока денег футбольных туристов в июне и в июле доллар может ослабнуть на 0,5–1 рубль, но в целом факторы складываются в пользу не скачкообразного, а умеренного ослабления нашей валюты», — утверждает Миронов.
Неподъемный стадион
Одно из главных экономических достижений и одновременно проблема для страны — организатора мундиаля — построенная инфраструктура. Суперсовременные, очень вместительные и весьма дорогостоящие стадионы — это прекрасно для мирового первенства, но что с ними делать дальше? Ведь одно только их содержание обходится в миллионы долларов. Казна далеко не каждого субъекта Федерации такое выдержит.
Аркадий Дворкович совсем недавно, в бытность свою вице-премьером, курирующим подготовку к ЧМ-2018, заверял, что инфраструктура, построенная к первенству в нашей стране, «точно не избыточна». Он выражал надежду, что на этих стадионах будут соревноваться команды российской премьер-лиги. Но пока, по крайней мере в нескольких городах — хозяевах чемпионата, таких команд нет: в Саранске, Калининграде, Сочи.
Непонятно, почему объекты ЧМ должны быть востребованы в дальнейшем, удивляется аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов. «Есть масса примеров, когда инфраструктурные объекты к олимпиадам или чемпионатам мира потом никак не использовались либо использовались вынужденно и не по назначению. Эффект получается несколько переоцененным», — отмечает эксперт.
А вот руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин уверен в том, что все спортивные объекты в будущем имеют шанс принести выгоду. «Что касается прибыли, то, конечно, все эти объекты будут ее генерировать после того, как закончится чемпионат мира по футболу. Это видно по Сочи. После Олимпиады все объекты загружены и нормально работают. Надо сделать их свободными для тренировок и спортсменов, и любителей. Нужно обеспечить максимальный доступ людей, популяризировать спорт, чтобы они были максимально загруженными. Тогда они будут приносить пользу. Учитывая наш дефицит спортивных объектов, это дело хорошее и принесет выгоду», — убежден эксперт.
Забивай и окупай
Так окупится ли предстоящее мировое первенство? Ответ на этот вопрос стоит поискать в истории, проанализировав эффективность предыдущих чемпионатов. Оценки ФИФА свидетельствуют, что за последние четверть века затраты на мировой турнир по футболу смогли сразу окупить только США в 1994 году и Франция в 1998-м.
Еще на этапе подачи заявки США уже располагали 30 готовыми стадионами, соответствующими всем требованиям Международной федерации футбола. В результате Америка потратила сущие копейки — порядка $30 млн — на улучшение инфраструктуры. Неудивительно, что чемпионат окупился еще до завершения, только билеты принесли более $60 млн. Суммарный долгосрочный экономический эффект по разным оценкам составил от $3 до $11 млрд.
Расходы Франции на ЧМ оказались значительно выше — $1,6 млрд. Из них свыше $0,6 млрд было потрачено на дооснащение и обновление 10 стадионов. Тем не менее для Франции также чемпионат оказался прибыльным, суммарный экономический эффект был выражен в росте ВВП на 1%.
Правда, инвестиционный аналитик Global FX Владимир Рожанковский считает более корректным сравнение предстоящего российского первенства не с чемпионатами, проходившими в прошлом веке в развитых государствах, а с относительно недавним (2010 года) мундиалем, который принимала ЮАР — наша «коллега» по БРИКС. Так вот, затраты африканской страны на спортивные сооружения и инфраструктуру составили $300 млн, а в целом на чемпионат мира было потрачено $3,5 млрд.
Прямой доход ЮАР от чемпионата мира составил при этом порядка $3 млрд. Косвенный доход, по разным подсчетам, принес в страну дополнительно $1 млрд. Таким образом, чистое положительное сальдо составило порядка $500 млн. Для ЮАР эта сумма — достаточно значительная. Ну а главное — чемпионат все-таки закончился для страны в плюсе, а не в минусе, подчеркивает эксперт.
Что же может принести прибыль российскому мундиалю? Владимир Рожанковский расписал ответ на этот вопрос по пунктам:
1. Продажа билетов на матчи — планируемый доход порядка $5–6 млрд.
2. Взнос ФИФА может составить около $1 млрд.
3. Доходы от иностранных туристов ожидаются в районе $5 млрд.
4. Продажа ТВ и радиоканалам права трансляции проводимых соревнований — приблизительно $5 млрд.
Доходы от привлечения спонсоров на их рекламу — также $5 млрд.
Продажа сувенирной продукции с символикой — $200 млн.
Итого, по подсчетам эксперта, получается прямых доходов на $21–22 млрд. С учетом того, что расходы оцениваются где-то в $13 млрд, в оптимистичном сценарии доходы превысят расходы на $8–9 млрд, что соответствует примерно 0,7–0,8% ВВП.
Впрочем, со временем экономический выигрыш может еще увеличиться. Оценивая потенциальную окупаемость предстоящего чемпионата мира по футболу, Олег Сафонов, управляющий директор «БКС Ультима», обратил внимание на то, что в России 65% всех инвестиций вкладывалось в стратегические проекты, значимые для страны. «Пускай вынужденно, но горизонт планирования переключается с быстрых денег на долгосрочное развитие», — подчеркнул эксперт.
По его словам, пока можно говорить только о косвенном экономическом эффекте, сформированном за счет инвестиций в стадионы и другие инфраструктурные проекты к чемпионату. «Это как раз около 1% ВВП. Положительный эффект на экономику в дальнейшем окажут новые дороги, аэропорты и другие объекты транспортной инфраструктуры. Что касается прямого эффекта на ВВП, то он возможен, но очень ограниченный — в пределах 0,2–0,3% в 2018–2019 годах».
Если подытожить расчеты и высказывания опрошенных «МК» экспертов, получается, что российская экономика от проведения ЧМ-2018 должна остаться в выигрыше: прибавка к ВВП по разным оценкам ожидается от 0,2% до 1%. Воплотятся ли эти более-менее оптимистические расчеты в жизнь? Ждать ответа на этот вопрос осталось недолго. Но в целом шансы отечественной экономики на успех на домашнем чемпионате мира, пожалуй, следует оценить более высоко, чем шансы на победу наших футболистов.
Авторы: Инна Деготькова, Дмитрий Докучаев