В Москве стартовала масштабная рекламная компания по продвижению городского легального такси. Красочные плакаты по всему городу привлекают внимание энергичным слоганом: «Все, что вам нужно, выделено желтым!» О том, когда с улиц Москвы исчезнут нелегальные извозчики, а услуги официального такси станут понятными и доступными для всех рассказал «МК» заместитель руководителя департамента транспорта Москвы Дмитрий Пронин.
Москвичи будут ездить на такси за хлебом Заместитель руководителя департамента транспорта Москвы Дмитрий Пронин.
Около двух лет назад департамент транспорта города Москвы анонсировал «Концепцию развития таксомоторных перевозок в столице» - программный документ, в котором были подробно перечислены все этапы реформирования городского такси. Чтобы урегулировать рынок и привести его в цивилизованное состояние, необходимо было вытеснить с улиц Москвы нелегальных перевозчиков и сделать городское такси доступным видом транспорта. В 2010 году в Москве числилось около 9 тысяч легальных такси. На долю «бомбил» тогда приходилось по разным подсчетам от 75 до 85% рынка перевозок. Изменить подобное соотношение сил оказалось непросто, и потребовало использования как административных, так и рыночных рычагов. С сентября 2011 года таксистов обязали получать специальную лицензию (разрешение), без которой запрещалось заниматься извозом, с 1 июля 2013 разрешение стали выдавать только машинам с кузовом желтого цвета. В качестве компенсации легальные таксисты получали от города ряд полезных преференций перед «бомбилами». Например, доступ на выделенные полосы для общественного транспорта, въезд на автоматизированные линии московских вокзалов, на стоянки, открытые только для такси, в том числе и в зоне платной парковки. На апрель 2014 года в столице уже числилось 758 таксомоторных компаний и свыше 12,7 тысяч индивидуальных перевозчиков, а число лицензий на таксомоторную деятельность достигло примерно 42 тысяч. Аналитики подсчитали, что для нормального функционирования рынка такси Москве необходимо порядка 50-55 тысяч официальных таксистов. Этот показатель будет достигнут уже в 2015 году.
Подробнее об этом рассказал в беседе с корреспондентом «МК» заместитель департамента транспорта столицы Дмитрий Пронин.
– Насколько популярна вообще услуга такси в Москве? Как москвичи относятся к такси?
– Пока, к сожалению, такси не очень распространенный вид транспорта. Согласно опросам ФОМ осенью 2013 года, только 3% москвичей пользуются такси хотя бы несколько раз в неделю. Чаще всего жители столицы вызывают такси, когда им необходимо добраться из дома в аэропорт и обратно (14%). Тем не менее горожане относятся к этому виду транспорта скорее позитивно, чем отрицательно. В целом же 31% респондентов довольны услугами такси в Москве. Недовольство выразили 6% опрошенных. В апреле 2014 года комплексный соцопрос об отношении жителей города к такси провела по заказу департамента транспорта компания РОМИР. Опросили тысячу респондентов из всех административных округов Москвы. Организаторы опроса попытались выяснить, сколько горожан пользуется легальным, а сколько нелегальным такси и проанализировать причину выбора. По мнению горожан, легальные таксисты – это преимущественно мужчины (91%) 35-44 лет, которые хорошо знают город и хорошо в нем ориентируются, водители вежливы к пассажирам, соблюдают ПДД, имеют стаж вождения не менее 3-х лет и используют машины иностранного производства, не старше 5 лет. Кроме того, в представлении горожан легальный таксист обладает славянской внешностью. А вот «бомбила» - напротив, неславянской. Опрос продемонстрировал другие интересные цифры. Так, 45% участников опроса стали в последнее время чаще пользоваться услугами легального таки. 78% опрошенных горожан считают, что на московском рынке такси нужно навести порядок, сделать его более цивилизованным. 73% полагают, что сделать это должны московские власти, и только 8% уверены в обратном. 44% опрошенных говорят о том, что без административного регулирования «выдавить» бомбил-нелегалов не удастся.
– Сколько сейчас в городе легальных такси?
– За три года было выдано почти 42 тыс. разрешений, половина из них – индивидуальным предпринимателям. К концу 2015 года легальных такси будет около 55 тыс.
– В чем, на ваш взгляд, преимущества легального такси для пассажиров?
– В первую очередь это безопасность в личном плане. За рулем легального такси – цивилизованный водитель, далекий от криминала. Он полностью «прозрачен» и подотчетен, а все его действия – строго контролируются. Это гарантирует личную безопасность пассажира. Во-вторых, это, конечно, безопасность на дороге. Автомобиль легального такси всегда исправен (к нему предъявляются повышенные требования к прохождению ТО) и оснащен всеми необходимыми средствами безопасности, включая детское кресло. За рулем легального такси – опытный и знающий город профессионал, гарантирующий пассажирам безопасное передвижение в любых, даже самых сложных дорожных условиях. У водителей легального такси строго регламентированный рабочий день, регулярное медицинское освидетельствование. В отличие от «бомбил-продавцов скорости» водитель легального такси не заснет за рулем от усталости, не сядет за руль выпившим или больным. В-третьих, это скорость передвижения по городу: таксистам разрешено ездить по «выделенкам». Ну, и наконец, это комфорт и удобство. В перспективе надеемся что каждый автомобиль будет оснащен терминалом для оплаты пластиковой картой, у москвичей появится возможность выбрать класс автомобиля, будет работать вайфай. Для этого мы работаем над внесением изменений в федеральное законодательство. Кроме того есть еще и мелочи, хотя и немаловажные, такие как, например, вежливое обслуживание, возможность получить назад забытые в такси вещи и пр.
Пассажирам не стоит забывать, что нелегальное такси и фирмы-диспетчеры (включая оперирующих онлайн) не несут никакой ответственности за действия водителей-арендаторов, которые, например, могут легко отказаться от «невыгодного» заказа.
– Выражение «последний километр» все чаще употребляется в разговорах о развитии московского такси. Что оно означает?
– До недавнего времени выражение «последний километр» было популярно у телефонистов — означало оно последний, небольшой участок линии связи от телефонной станции до телефона абонента. Этот небольшой участок телефонного кабеля имел критическое влияние на качество связи: именно от него зависело, зазвучит ли в телефонной трубке знакомый голос или треск и неразборчивое бормотание. Мы в департаменте транспорта используем выражение «последний километр» применительно к коротким поездкам, которые до сегодняшнего времени главным образом выполняют нелегальные перевозчики. Транспортная доступность «последнего километра» - это снижение поездок в центр на личном автотранспорте, это доступные средства передвижения по городу для туристов и самих москвичей, это улучшение экологической ситуации и дополнительные поступления в городской бюджет.
– Что уже сделано и что делается городскими властями для наведения порядка на рынке такси?
? Власти Москвы наводят порядок в сфере работы такси уже почти три года. С 1 января 2012 года городские такси работают только при наличии специального разрешения. Его бесплатно выдают в департаменте транспорта Москвы, срок действия лицензии — 5 лет. За отсутствие разрешения на работу с «бомбил» взимают штрафы в размере 5 тысяч рублей. Ежемесячно департамент выдает около тысячи разрешений на таксомоторную деятельность. С 1 июля 2013 года разрешения выдаются только на такси с желтым кузовом, а получившие его ранее могут работать до конца срока разрешения. А в феврале 2013 года в Москве начали работать так называемые мобильные группы — небольшие бригады, куда вошли сотрудники ГИБДД, миграционной службы и управления по борьбе с экономическими преступлениями. Всего в 2013 году было создано 11 мобильных групп (в каждом округе – своя группа). За год – с 25 февраля 2013 по 14 мая 2014 года – мобильными группами было составлено 12 041 протокола. При этом было изъято и перемещено на специализированные стоянки 6278 транспортных средств. И мы не прекращаем эту борьбу с нелегалами.
Формируя новые принципы службы такси в Москве, ориентируется ли департамент транспорта на опыт других больших городов — Лондона, Парижа, Нью-Йорка или Токио или создает оригинальную модель?– Конечно, реализуемая в Москве модель не копирует на 100% городское такси в других городах мира, но и оригинальной ее признать также нельзя. Она родилась в результате творческой переработки передового опыта ведущих мировых мегаполисов и адаптации его к российским и московским реалиям. Кроме этого мы использовали опыт советского городского такси и даже исследовали самые истоки таксомоторного рынка в России. Вы, наверное, не знаете, но первое упоминание о профессиональном такси появилось еще в 1907 году. В газете «Голос Москвы», появился один шофер, который прицепил к своему автомобилю плакат «Извозчик, такса за проезд по соглашению».
-- К 2018 году «пожелтеть» должны все легальные перевозчики, других цветов для такси не предусматривается. Действительно ли цвет имеет для развития рынка такси большое значение?
-- Вообще-то единый цвет для машин такси является мировым стандартом. Нужно понимать, что автомобиль такси должен быть виден, заметен, визуально отличим. На наш взгляд, желтый цвет – один из наиболее привычных горожанам индикаторов такси. Главный плюс в том, что он вызывает реакцию безопасности на дороге, он предупредительный, более заметный и яркий, его легче выделить из потока и пассажирам, и гостям столицы, и контролирующим органам (например, полиции). Выбирая такси в официальной раскраске, пассажир заранее голосует за определенное качество услуги. Если же говорить о самих таксистах, то именно единый цвет позволил говорить о преференциях для легализованных перевозчиков – они получили допуск на выделенные полосы для общественного транспорта и специальные стоянки.
-- Но сегодня желтый цвет кузова – это не единственное требование к автомобилю такси?
-- Вы правы, город предъявляет дополнительные требования к оснащению и внешнему виду автомобилей легальных перевозчиков. Московским законодательством определяется желтая цветовая гамма, а федеральным: цветографическая схема (шашечки), наличие опознавательного фонаря такси, информация о водителе, тарифах. В ближайшем будущем обязательным станет и номерной знак с желтым полем (кстати, с ноября 2013 года процедура его получения значительно упростилась – номера выдают при первом обращении в ГИБДД, а разрешение оформляют в Департаменте транспорта в течение 30 последующих суток). Со временем будут введены и требования по безопасности автомобиля. Это - возраст не старше семи лет, экологический класс не ниже «Евро 4», наличие систем пассивной безопасности, устройства оповещения экстренных служб, автоблокировки дверей при движении. Кроме этого повысятся требования к комфорту автомобиля. У него должен быть просторный салон, кондиционер, не менее четырех дверей. И что очень важно - сведения о тарифе на задних дверях и так далее. Все это может быть реализовано Москвой после внесения изменений в федеральный закон. Над этим мы сейчас и работаем.
-- Выбирая между официальным такси и случайным извозчиком пассажир в первую очередь думает о цене поездки. Иногда можно пожертвовать какой-то толикой комфорта, чтобы сэкономить…
-- Мы стремимся создать цивилизованную систему городского уличного такси, и тем самым одновременно решаем две задачи: повышаем комфорт и безопасность пассажиров, а параллельно снижаем транспортное напряжение в центре города, освобождаем его от пробок. Не стоит забывать, что нелегальные такси – это не только источник криминала и многих транспортных проблем, это еще и высокая степень риска для пассажира. Конечно, выбор между легальным и нелегальным такси всегда остается за потребителем. Целиком изжить «нелегальные» такси невозможно – частные извозчики всегда смогут предложить цены чуть ниже официальных (иначе они просто не смогут выжить на рынке), однако задача департамента – максимально сократить число нелегальных такси рыночными методами, сделать стоимость поездки понятной и сопоставимой с предложением нелегалов, чтобы экономия на поездке не оправдывала риска выбора «бомбил». При этом необходимо соблюсти баланс стоимости поездки и себестоимость затрат, чтобы и перевозчику сама поездка была выгодна.
-- Департамент транспорта Москвы позиционирует новое городское такси едва ли ни как общедоступный вид транспорта. Но вы же знаете: «наши люди за хлебом на такси не ездят». Многие воспринимают индивидуальных перевозчиков как такое, знаете, буржуазное развлечение. Не каждый себе позволит остановить такси, чтобы проехать километр-другой. Большинство москвичей считают такси элитарным, а не общедоступным транспортом и пользуются им только в случае острой необходимости.
-- Стереотип «легальное такси – это дорого» давно уже устарел. Во времена СССР поездка на такси действительно считалась довольно дорогим удовольствием, но сейчас ситуация в корне поменялась. Официальное такси – это удобно, быстро и доступно. Пользование легальным такси – это непременный атрибут цивилизованного европейского горожанина. Чем Москва хуже других городов Европы? В большинстве мегаполисов легальное уличное такси, подбирающее голосующих пассажиров, самый быстрый и удобный способ доехать на небольшие расстояния. В Нью-Йорке, например, половина всех поездок на такси – менее 3 км или 10 минут. В Москве пока что формат использования такси заметно отличается от среднемирового – большая часть поездок осуществляется на среднее расстояние - 10-13 км и среднее время 30-40 минут. Без легального, доступного такси Москву вряд ли можно назвать цивилизованным европейским городом. Кстати, большое число нелегальных перевозчиков — это характерная особенность мегаполисов именно в странах «третьего мира».
-- Сторонники нового городского такси говорят о том, что власти собираются «пересадить» на желтые машины любителей ездить в город на личных автомобилях.
-- Почему нет? Использование легального такси вместо личного авто для поездок по центру города экономически выгодно, особенно на короткие расстояния. Все это нетрудно посчитать: минимальный тариф за посадку, чтобы проехать небольшой путь, например, от метро до работы или от метро до дома, когда дорога занимает 5-10 минут. Благодаря льготам, предоставленным официальным таксистам, движению по «выделенкам», скорость передвижения по городу значительно возрастает. Не стоит забывать и о том, что таксистам решено парковаться под некоторыми запрещающими знаками, для такси созданы специальные стоянки и автоматизированные линии возле вокзалов, аэропортов, ТПУ, культурно-досуговых центров и ресторанов. Во многих случаях поездка на такси избавит от дополнительной «головной боли». Прежде всего от заботы о парковке и лишних затрат на нее. Хотим мы того или нет, но парковочная политика строится на том, чтобы освободить центр города от личного автотранспорта, а значит, стоимость платной парковки всегда будет «кусаться». Зона платной парковки, как известно, уже выходит за пределы Садового кольца, так что выгода от пользования официальным такси в сравнении с личным автотранспортом, мне кажется, очевидна. В сложных дорожных условиях мегаполиса (грязь, пробки, конфликты, напряженный темп передвижения и пр.) поездка на такси – это отдых. Современный автовладелец, и так проводящий много времени за рулем, сможет насладиться положением пассажира.
-- Думаете, деловые люди, бизнесмены, захотят оставить свои дорогие иномарки и оказаться в салоне городского такси?
-- Для делового человека поездка в комфортабельном и безопасном официальном такси, управляемым водителем-профессионалом, – это еще и дополнительное драгоценное свободное время, когда можно сосредоточиться на деле, вместо того чтобы следить за дорогой. И к тому же поездка на такси по центру Москвы – одному из наиболее сложных и аварийно-опасных частей мегаполиса – это лучшая гарантия сохранности автомобиля от досадных ДТП. Так что доверить перемещение по центру профессионалу оправданно с любой точки зрения. Такси удобно и для деловых поездок в случае командировок.
-- Меня вы убедили. И, думаю, при таких плюсах легального такси, как умеренная цена, безопасность, профессионализм водителя и комфортный, новый автомобиль найдется немного желающих пользоваться услугами «бомбил». Но иногда за неимением лучшего приходится пользоваться тем, что под рукой. Это я о том, что желтый таки все еще в дефиците.
? Департамент планирует провести пилотный проект по размещению специальных таксоматов – колонн вызова такси. Стандарты обслуживания в легальном такси жестко контролируются городскими властями – пассажиру легального перевозчика будет гарантирована услуга, сравнимая по качеству с уровнем обслуживания в такси ведущих мировых столиц. Очень надеемся, что качество будет такого высокого уровня.
-- Предполагается ли создавать стоянки для такси на московских улицах? Это ведь действительно необходимо.
-- На сегодняшний день в городе обустроено 373 стоянки для такси (из них лишь 63 - в платной зоне, т.е в центре, причем парковка для такси бесплатная). Машины такси будут находиться там во время ожидания клиента или краткосрочного отдыха водителя и т. п. В 2014 году запланировано обустройство еще 83 стоянок, они появятся и у выходов метрополитена, и рядом с перехватывающими парковками. Кроме того, в «спальных районах» используется новый знак (табличка) допинформации «кроме такси», разрешающая таксистам игнорировать знаки, запрещающие стоянку и остановку. Такие таблички уже установлены во многих «спальных районах» – например, на Бульваре Дмитрия Донского, Литовском и Севастопольском, улицах Старокачаловской, Новаторов, Б.Черемушкинская, маршала Савицкого и др. Для удобства таксистов организованы автоматизированные линии для такси на ж/д вокзалах. Они работают уже на семи городских вокзалах: Ленинградском, Ярославском, Казанском, Павелецком, Киевском, Курском и Рижском. На Белорусском вокзале появятся после реконструкции, на Савёловском – после завершения строительства линии метро. Такие автоматизированные линии скоро появятся и на территориях аэропортов. Хочу отметить, пока время работы такси по разрешениям не контролируется. Мы над этим работаем, в дальнейшем время работы будет контролироваться системой мониторинга. Сегодня нормативными документами не закреплено понятие диспетчерских служб (или колл-центров) для такси. Соответственно, отсутствуют нормы требования к ним. Поэтому мы планируем приравнять колл-центры по правовому статусу к организациям перевозчикам. Для них будут сформированы обязательства и формы ответственности перед пассажирами и контролирующими органами. Предполагается, что будет установлен порядок осуществления деятельности колл-центров.
-- Когда вы говорите о мировом уровне перевозок, на память приходят некоторые печальные события, когда московские таксисты, увы, оказались не на высоте. После взрыва в аэропорте Домодедово или в московском метро за свои услуги заламывали небывалые цены. Практика наживаться на чрезвычайных ситуациях повторяется из раза в раз.
-- И опять же скажу, что подобный стиль поведения больше характерен для «бомбил», чем для профессиональных перевозчиков. Легальное такси – это социально ответственный бизнес. Мэрия заключает с основными перевозчиками соглашения о бесплатной перевозке граждан из тех мест, где произошла какая-либо чрезвычайная ситуация. Такое соглашение уже было заключено в 2011 году с рядом таксомоторных предприятий: «Формула такси», «Новое желтое такси», «Такси 956». Оно предписывает компаниям в случае возникновения внештатных ситуаций оказывать транспортные услуги на безвозмездной основе – и таксисты уже неоднократно оказывали такую помощь городу. В подобных мероприятиях также принимают участие и другие таксомоторные компании: «Ходынские крылья», «СОЛТ», «Глававтопрокат», «Такси-Ритм». Важно, чтобы московские таксомоторные компании понимали всю важность социальной ответственности бизнеса.
Татьяна Владимирова