Французская актриса Джин Сиберг (Кристен Стюарт) находится на пике популярности. Её приглашают в Голливуд, но до подлинного триумфа пока далеко. Предстоит рутинная работа, связанная с хождениями по кастингам и нудными переговорами с агентом по поводу позиционирования в масс-медиа. Немного устав от этой обратной стороны популярности, Сиберг затевает опасную игру.
В самолете, летящем в Лос-Анджелес, актриса знакомится с функционером революционной организации «Чёрные пантеры» Хакимом Джамалом. Активист привлекает ее целомудренными рассуждениями о необходимости менять мировоззрение окружающих людей и страстными тирадами в защиту прав чернокожих. У Сиберг с Джамалом завязывается роман. А когда она начинает переводить солидные суммы на счета «Черных пантер», ФБР немедленно берёт её в оборот.
Путь к славе у Сиберг оказался более чем тернистым. Поначалу критики постоянно шпыняли её за неубедительную игру – пока она не снялась у великого Годара в гангстерской драме «На последнем дыхании». Здесь она пытается проникнуть в иррациональную суть женщины, без видимых причин подводящей под монастырь своего возлюбленного. Фактически тот же самый сценарий спроецировался и на судьбу самой Сиберг. От связей с ней не выиграл никто – ни окончательно подпортивший себе репутацию функционер «Чёрных пантер», ни покончивший с собой через год после неё писатель Ромен Гари.
Внятного ответа, как Джин Сиберг дошла до жизни такой, в фильме так и не даётся. В начале картины без обиняков говорится о том, что надлом у актрисы произошел в ходе съемок в роли Жанны д’Арк в «Святой Иоанне», но дальше голословных утверждений дело не идет. Представим на миг только, что нам предложили бы флэшбеки в духе «Начала» Глеба Панфилова – и посетуем, что это не так. Вместо убежденности в своей правоте – сплошные транквилизаторы, запиваемые алкоголем. Вместо захватывающих подковёрных интриг ФБР – горстка истеричек и домашних тиранов, орущих друг на друга почём зря, не боясь вот-вот провалить все пароли и явки.
Особенно блёкло «Опасная роль Джин Сиберг» смотрится на фоне «Однажды в Голливуде», который вроде бы о той же самой эпохе и той же самой актерской среде, но между ними – дистанция огромного размера. Там, где Квентин Тарантино, смеясь и играючи, пытается вернуть утраченную мощь глянцевой супергеройской Америке, у Бенедикта Эндрюса – лишь вялый семейный скандал из-за выброшенного в мусорное ведро комикса о «супергеройской сыворотке».
Один плюс: благодаря «Опасной роли Джин Сиберг» выпустили в повторный прокат «На последнем дыхании». И на том, как говорится, спасибо!
Денис Ступников