Слово «режиссер» применительно к нему, впрочем, кажется недостаточным. Сказать «педагог» или «основоположник школы» — прозвучит глупо и слишком напыщенно. Главное в Петре Фоменко — его удивительная животворная и плодоносящая сила. Речь идет, конечно, не о количестве и даже не о качестве поставленных им спектаклей, хотя многие из них наверняка войдут в театральные учебники, а скорее о количестве и качестве его учеников. О режиссерах и актерах, в разные годы поставленных Фоменко на службу Мельпомене. Ведь если поразмыслить, все хоть чего-нибудь стоящее в современной театральной Москве процентов на 70 создано или учениками самого Фоменко, или учениками учеников. Сергей Женовач, Евгений Каменькович, Иван Поповски, Миндаугас Карбаускис, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Владимир Епифанцев — это лишь те, чьи имена на слуху. Но к ним надо приплюсовать еще по крайней мере полтора десятка молодых режиссеров, от которых при определенном стечении обстоятельств стоит ждать толка в будущем. А об актерах, воспитанных в Мастерской Петра Фоменко, и говорить нечего. Сколько их, прекрасных, умных и талантливых, мы оттуда получили: начнешь перечислять — утомишься.
Пётр Наумович Фоменко родился 13 июля
Пётр Наумович Фоменко:
- Ничто из прожитой жизни не стоит вычеркивать. Прожитая жизнь — это багаж, который нужно сохранить. Если встретишь новую любовь, это не значит, что надо забыть о прошлой женщине. Как это можно?! Все утраты, ошибки, неудачи, иногда поражения бывают дороже успехов. Правда, лимит неудач очень жесткий и короткий по времени. Надо успеть наошибаться в молодости.
Однако стремление связать свою жизнь с театром не позволило Петру Наумовичу столь легко сдаться, и в
В начале восьмидесятых Пётр Фоменко покидает Ленинградский театр комедии и возвращается в Москву, чтобы полностью посвятить себя преподавательской деятельности. Вместе со своими студентами он ставит такие замечательные спектакли, как «Борис Годунов» (1984) и «Пиковая дама» (1988) по А. С. Пушкину, «Игроки» Н. В. Гоголя (совместно с Р. Сиротой — 1986), «Волки и овцы» А. Островского (1992), «Свадьба» А. П. Чехова (1996). Приходится лишь удивляться неиссякаемой энергии мастера, который успевает при этом работать и как режиссёр: среди режиссерских работ Фоменко, созданных в
В
Постановки Петра Фоменко в разные годы видели зрители Польши, Франции, Италии, Испании, Германии, Японии, Колумбии, Китая, Греции.
В 1992 году Фоменко получает звание профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ), в 1993 году был удостоен звания Народного артиста России, в 2005 — Командора ордена искусств Франции, в 2004 году удостоен премии Президента РФ, является лауреатом Государственной премии Российской Федерации (1995, 1998, 2002), премии «Триумф» (2001) и премии им. Г. Товстоногова (2001). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007). Всего Петром Наумовичем Фоменко создано более шестидесяти спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция).
Пётр Наумович Фоменко:
- Учиться надо не только у тех, кто к вам приходит: у профессуры и разных златоустов… Учиться надо друг у друга, может быть, даже больше, чем у педагогов.
Когда я учился в школе, у нас была такая присказка. На просьбу посоветовать, что делать, мы отвечали: «Не советуй, заклей рот газетой». Конечно, я могу рассуждать с вами на тему: с чего начинать, какие символы веры есть в нашей работе. Но что от этого толку? У меня самого больше вопросов, чем ответов. Особенно сегодня берет оторопь — на грани эпох. Сейчас особое время, которое связано для России со свободой. Как с этой свободой поступать, мы часто не знаем. Эта свобода требует колоссальной ответственности культуры. Культура — это не багаж знаний. Это то, что каждый день обретается.
Любите учебу, она вас может спасти даже в тупиковой ситуации. Учеба — это колоссальная потребность в восприятии, интерес к другим людям и к тому, что происходит вокруг. Это очень непросто, я этим интересом не обладал. Он появился, когда я стал педагогом. Или преподом, как сейчас говорят.
Имя Петра Фоменко и его театр для многих людей — это то, что внушает Надежду. Не только в сфере театра, но и в жизни вообще. В нашем мире на нас подчас выплескивается огромное количество скверной отрицательной энергии и информации, внушающей уныние. Но в этом мире, в этой жизни есть несколько островов, маленьких миров, в которых дышится легко и полной грудью. Театр Фоменко, его люди и сам Петр Наумович — создатели мира, несущего в себе свет и внутренний покой. Причем этот свет и этот покой не наивная детская сентиментальная надежда. Это та надежда, что рождается по ту сторону горечи, по ту сторону боли. Надо было пройти через очень многие жизненные и театральные испытания, чтобы прийти к этому душевному покою. Петр Фоменко создал свой театр на позднем и вместе с тем сверхзрелом этапе своей жизни. Именно в эту самую совершенную пору к очень крупным художникам приходит то, что называется простотой. Но эту простоту не надо путать с простодушием и наивностью. Эта простота есть ясная сложность.
Пётр Наумович Фоменко:
Мне кажется, что Россия по страданию впереди планеты всей. Это вызывает сохранение весовых категорий и даже облегчение, пусть они, страдания, у нас будут, но уже хочется страдать о радостях бытия… Нам хотелось бы соединить то, что было, с тем, что есть. А связь времен прежде всего в том, что будет. Я не знаю, чем сердце успокоится. Нас часто ваши собратья обвиняют, что у нас затянулся детский визг на лужайке, что очень долгое у нас легкое дыхание и упоение радостью бытия. Бог с ними. И что есть некая опасная тенденция утешительной интонации в нашем репертуаре. Но даже утешительность хороша, если она не подобострастна и не граничит с парикмахерской, когда вас стригут и спрашивают: так не беспокоит? Беспокоить, конечно, надо. Но какое счастье влезть и в каждом, даже самом безнадежном человеке найти
Мудрый и строгий, печальный и остроумный, ласковый и жестокий этот человек ставит самые в России умные, но не умозрительные, самые трагические, но не безнадежные, самые чувственные, но целомудренные спектакли. Спектакли, которые, не говоря уже обо все прочем, доставляют физическое удовольствие смотрящему.
Петр Наумович Фоменко — это национальное достояние, и никакой не четвертой, а первой и единственной степени.
Составлено по материалам изданий «Комсомольская правда», «Российская газета», «Кругосвет» и «Первое сентября».
P.S. На сайте мастерской есть раздел «Видеотека», где можно свободно скачать отличный документальный фильм «Поцелуй через стекло», снятый каналом «Культура» к 75-летию Петра Наумовича.