Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Национальное достояние. Пётр Наумович Фоменко

Слово «режиссер» применительно к нему, впрочем, кажется недостаточным. Сказать «педагог» или «основоположник школы» — прозвучит глупо и слишком напыщенно. Главное в Петре Фоменко — его удивительная животворная и плодоносящая сила. Речь идет, конечно, не о количестве и даже не о качестве поставленных им спектаклей, хотя многие из них наверняка войдут в театральные учебники, а скорее о количестве и качестве его учеников. О режиссерах и актерах, в разные годы поставленных Фоменко на службу Мельпомене. Ведь если поразмыслить, все хоть чего-нибудь стоящее в современной театральной Москве процентов на 70 создано или учениками самого Фоменко, или учениками учеников. Сергей Женовач, Евгений Каменькович, Иван Поповски, Миндаугас Карбаускис, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Владимир Епифанцев — это лишь те, чьи имена на слуху. Но к ним надо приплюсовать еще по крайней мере полтора десятка молодых режиссеров, от которых при определенном стечении обстоятельств стоит ждать толка в будущем. А об актерах, воспитанных в Мастерской Петра Фоменко, и говорить нечего. Сколько их, прекрасных, умных и талантливых, мы оттуда получили: начнешь перечислять — утомишься.

Пётр Наумович Фоменко родился 13 июля 1932-го года в Москве. Цитата, приписываемая Шекспиру, «Жизнь — театр» и в прямом, и в переносном смысле наиболее точно подходит под краткое описание пёстрой биографии Петра Наумовича. Успешно проучившись в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, а также в училище Ипполитова-Иванова по классу скрипки и на филологическом факультете Московского педагогического института имени Ленина, он поступил в Школу-студию МХАТ, откуда был вскоре отчислен.

Пётр Наумович Фоменко:

- Ничто из прожитой жизни не стоит вычеркивать. Прожитая жизнь — это багаж, который нужно сохранить. Если встретишь новую любовь, это не значит, что надо забыть о прошлой женщине. Как это можно?! Все утраты, ошибки, неудачи, иногда поражения бывают дороже успехов. Правда, лимит неудач очень жесткий и короткий по времени. Надо успеть наошибаться в молодости.

Однако стремление связать свою жизнь с театром не позволило Петру Наумовичу столь легко сдаться, и в 1961-ом году он заканчивает режиссёрский факультет ГИТИС-а, и в 60-е годы уже ставит первые спектакли в различных московских театрах: в Центральном детском театре, в театре на Малой Бронной, театральной студии МГУ «Ленинские горы», Московском драматическом театре имени Маяковского, театре драмы и комедии на Таганке. В семидесятые годы масштаб его деятельности охватывает сразу два города — Москву и Ленинград. С 1972 года Петр Наумович — режиссер, а с 1977 по 1981 — главный режиссер Ленинградского театра Комедии. Здесь им были выпущены спектакли: «Этот милый старый дом» по А. Арбузову (1972), «Троянской войны не будет» Ж. Жироду (1973), «Старый Новый год» М. Рощина (1974), «Мизантроп» Мольера и «Муза» Г. Никитина (оба — 1975), «Лес» А. Островского и «Свадьба. Юбилей» А. Чехова (оба — 1979), «Теркин-Теркин» А. Твардовского (1980), «Сказка Арденского леса» У. Шекспира (1981) и другие. В эти же годы им были поставлены спектакли в московских театрах: «Экзамены никогда не кончаются» по Э. де Филиппо (1976) в театре Советской Армии и «Любовь Яровая» К. Тренева (1977) в Малом театре. При этом Петр Наумович успевает работать и на Центральном телевидении, где ставит десятки телеспектаклей, среди которых: «Новеллы о Ходже Насреддине» (1967); «Пиковая дама» по А. С. Пушкину (1969 × 1985); «Детство. Отрочество. Юность» (1970) и «Семейное счастие» (1972) по Л. Н. Толстому; «Выстрел» (1979), «Метель» (1982) и «Гробовщик» (1991) по А. С. Пушкину. Кроме того Фоменко снимает полнометражные художественные фильмы: «На всю оставшуюся жизнь» по «Спутникам» В. Пановой (1974—1975) на студии Лентелефильм, «Почти смешная история» по сценарию Э. Брагинского (1976—1977) на Центральном телевидении и «Поездки на старом автомобиле» (1986) на студии Мосфильм.

В начале восьмидесятых Пётр Фоменко покидает Ленинградский театр комедии и возвращается в Москву, чтобы полностью посвятить себя преподавательской деятельности. Вместе со своими студентами он ставит такие замечательные спектакли, как «Борис Годунов» (1984) и «Пиковая дама» (1988) по А. С. Пушкину, «Игроки» Н. В. Гоголя (совместно с Р. Сиротой — 1986), «Волки и овцы» А. Островского (1992), «Свадьба» А. П. Чехова (1996). Приходится лишь удивляться неиссякаемой энергии мастера, который успевает при этом работать и как режиссёр: среди режиссерских работ Фоменко, созданных в 80—90-е годы на сценах различных театров такие спектакли как: «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого в театре им. В. В. Маяковского (1985); «Без вины виноватые» А. Н. Островского (1993) и «Пиковая дама» по А. С. Пушкину (1996) в театре им. Евг.Вахтангова; «Калигула» А. Камю в театре им. Моссовета (1990), «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка в театре «Сатирикон» (1994) и другие.

В 1993-ом году актерско-режиссерский курс Фоменко (набор 1988 года) получил статус театра, художественным руководителем которого стал Петр Наумович Фоменко. На афише театра — поставленные режиссером спектакли: «Волки и овцы» А. Н. Островского (1992), «Одна абсолютно счастливая деревня» по Б. Б. Вахтину (2000), инсценировки прозы Л. Н. Толстого «Семейное счастие» (2000) и «Война и мир. Начало романа. Сцены» (2001), «Безумная из Шайо» Ж. Жироду (2001), «Он был титулярный советник» по «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (2004), «Три сестры» А. П. Чехова (2004), «Прости нас, Жан-Батист» по «Мещанину во дворянстве» Ж. -Б. Мольера (2006), «Как жаль» по пьесе Г. Маркеса «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине» (2006) и «Бесприданница» А. Н. Островского (2007).

Постановки Петра Фоменко в разные годы видели зрители Польши, Франции, Италии, Испании, Германии, Японии, Колумбии, Китая, Греции.

В 1992 году Фоменко получает звание профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ), в 1993 году был удостоен звания Народного артиста России, в 2005 — Командора ордена искусств Франции, в 2004 году удостоен премии Президента РФ, является лауреатом Государственной премии Российской Федерации (1995, 1998, 2002), премии «Триумф» (2001) и премии им. Г. Товстоногова (2001). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней (1996, 2003, 2007). Всего Петром Наумовичем Фоменко создано более шестидесяти спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция).

Пётр Наумович Фоменко:

- Учиться надо не только у тех, кто к вам приходит: у профессуры и разных златоустов… Учиться надо друг у друга, может быть, даже больше, чем у педагогов.

Когда я учился в школе, у нас была такая присказка. На просьбу посоветовать, что делать, мы отвечали: «Не советуй, заклей рот газетой». Конечно, я могу рассуждать с вами на тему: с чего начинать, какие символы веры есть в нашей работе. Но что от этого толку? У меня самого больше вопросов, чем ответов. Особенно сегодня берет оторопь — на грани эпох. Сейчас особое время, которое связано для России со свободой. Как с этой свободой поступать, мы часто не знаем. Эта свобода требует колоссальной ответственности культуры. Культура — это не багаж знаний. Это то, что каждый день обретается.

Любите учебу, она вас может спасти даже в тупиковой ситуации. Учеба — это колоссальная потребность в восприятии, интерес к другим людям и к тому, что происходит вокруг. Это очень непросто, я этим интересом не обладал. Он появился, когда я стал педагогом. Или преподом, как сейчас говорят.

Имя Петра Фоменко и его театр для многих людей — это то, что внушает Надежду. Не только в сфере театра, но и в жизни вообще. В нашем мире на нас подчас выплескивается огромное количество скверной отрицательной энергии и информации, внушающей уныние. Но в этом мире, в этой жизни есть несколько островов, маленьких миров, в которых дышится легко и полной грудью. Театр Фоменко, его люди и сам Петр Наумович — создатели мира, несущего в себе свет и внутренний покой. Причем этот свет и этот покой не наивная детская сентиментальная надежда. Это та надежда, что рождается по ту сторону горечи, по ту сторону боли. Надо было пройти через очень многие жизненные и театральные испытания, чтобы прийти к этому душевному покою. Петр Фоменко создал свой театр на позднем и вместе с тем сверхзрелом этапе своей жизни. Именно в эту самую совершенную пору к очень крупным художникам приходит то, что называется простотой. Но эту простоту не надо путать с простодушием и наивностью. Эта простота есть ясная сложность.

Пётр Наумович Фоменко:

Мне кажется, что Россия по страданию впереди планеты всей. Это вызывает сохранение весовых категорий и даже облегчение, пусть они, страдания, у нас будут, но уже хочется страдать о радостях бытия… Нам хотелось бы соединить то, что было, с тем, что есть. А связь времен прежде всего в том, что будет. Я не знаю, чем сердце успокоится. Нас часто ваши собратья обвиняют, что у нас затянулся детский визг на лужайке, что очень долгое у нас легкое дыхание и упоение радостью бытия. Бог с ними. И что есть некая опасная тенденция утешительной интонации в нашем репертуаре. Но даже утешительность хороша, если она не подобострастна и не граничит с парикмахерской, когда вас стригут и спрашивают: так не беспокоит? Беспокоить, конечно, надо. Но какое счастье влезть и в каждом, даже самом безнадежном человеке найти что-то прекрасное…

Мудрый и строгий, печальный и остроумный, ласковый и жестокий этот человек ставит самые в России умные, но не умозрительные, самые трагические, но не безнадежные, самые чувственные, но целомудренные спектакли. Спектакли, которые, не говоря уже обо все прочем, доставляют физическое удовольствие смотрящему.

Петр Наумович Фоменко — это национальное достояние, и никакой не четвертой, а первой и единственной степени.

Составлено по материалам изданий «Комсомольская правда», «Российская газета», «Кругосвет» и «Первое сентября».

P.S. На сайте мастерской есть раздел «Видеотека», где можно свободно скачать отличный документальный фильм «Поцелуй через стекло», снятый каналом «Культура» к 75-летию Петра Наумовича.

1396


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95